Пути совершенствования техники чтения школьников часть 3

После первого раза классный может предложить прочитать этот текст или отдельный смысловой блок второй раз с учетом времени. Понимание содержания проверяется контрольными вопросами. Такие упражнения проводятся 2-3 раза за урок. После каждого подхода и фиксирования времени следует делать паузу, чтобы дети расслабились. При этом они выполняют полезные упражнения, например, круговые движения глазами, головой, встряхивают руки, потягиваются и тому подобное. Устранение негативных факторов. Вилдомо, что многие ученики начальных классов не умеют во время чтения регулировать свое дыхание. часть из них еще плохо артикулируются при произнесении отдельных звуков, скажем,,, и их сочетаний. Здесь понадобятся скороговорки, такие, как Кто о Прокопа, кто о Прокопиху, кто о Прокопов детей или Два дровосека, два дровосека, два дровокола говорили о Ларю, Ларион, Ларина маму. И еще: Возле горки на пригорке встали 33 Егорки. Раз Егорка (глубокий вдох через нос и спокойный выдох через рот), два Егорка и т. д. (Счет до 33). Работа с скороговорками тяжелая, хотя и интересная. Но она всегда полезна, поскольку в ходе ее активно тренируются органы речи. Проговаривать их надо сначала медленно, а затем быстрее и быстрее — но чтобы язык не заплетался, чтобы произношение была четкой и чистой, без «проглатывания» звуков. Скороговорки налаживают ритмичность дыхания.
вычисление числовых выражений
Кроме того, правильной постановке дыхания и развития артикуляции помогают — упражнения на продолжительность выдоха при звуковые, например,,; — повторение слогов ( ма, мо, му, и, может, ту ), чтение смыслового блока (2-3 предложения), стихотворения (1-4) строки на одном дыхании; — произношение отдельных звуков,, и складов ла, ру, ко, ш, или сначала шепотом, а потом громко с счетом; — произношение слов, где легко выделяются согласные (твердые и мягкие), скажем лес — лось, тон — тень, кругов — киль, вит — ветвь . Слуховые и зрительные диктанты Развития бдительности зрения и внимательности, необходимых для быстрого чтения, способствуют упражнения типа: — прочитайте предложения и подчеркните сначала слова, обозначающие предметы, действия, признаки: слова со стечением согласных и гласных: ПГ, ППГ, ПППГ, а также зрительные и слуховые диктанты. — прочитайте предложения, найдите и подчеркните буквы, обозначающие гласные, согласные (твердые и мягкие), и те, которые не произносятся, сообщения жа, ча, ща, жу, чу, шую, жи, или, щи, с разделительными ь, ъ. Зрительные диктанты целесообразно чередовать со слуховыми, поскольку между ними существует определенная взаимосвязь. Когда проводятся упражнения для развития зрительного восприятия, одновременно совершенствуются и слуховые. Для этого выбираем предложения или небольшие тексты из учебника. Проговариваем или записываем на доске и показываем на короткое время без повтора. Это побуждает детей сосредоточиться, прочитать внимательно и быстро, а затем воспроизвести. Слуховые и зрительные диктанты рекомендуем проводить 1 — 2 раза в 10 дней. Объем предложений (текстов) увеличиваем постепенно, а время экспозиции (показа) или чтения ограничиваем. Тексты предлагаем примерно такие: 1 класс. Тает снег. Идет дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Поле опустело. 2 класс. Читай книгу. Митя шел из школы. Зеленеют сады и поля. Наша семья живет дружно. Был теплый весенний день. Явилось тяжелая туча. 3-4 классы. Москва — столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Делегаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звезды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Днепре. Развитие антиципации В ходе чтения четко воспринимается текст, находящийся в зоне ясного видения. Благодаря периферическому зрению частично замечается и текст вокруг этой зоны. В процессе чтения периферическое зрение забегает вперед, якобы готовя восприятия для ясного видения. Заметив, поймав взглядом контуры слова, на основе смысла уже воспринятой части текста, чтец может догадываться, какое слово будет дальше и прередбачаты его. Это предвидение и называется антиципацией. Развивать ее можно и нужно уже с 1 класса. Желательно практиковать чтение текста, где сначала даются слова с пропущенными отдельными буквами, затем — предложения с пропущенными словами. Например, Ма ... а, Па ... а пар ... а в ... л, сни...г; Дети читают ... мороз сковал ..., Зозуля звонко ... . Ученики сопоставляют записан на доске текст с печатным в учебнике. Сами составляют произведения — миниатюры по рисунку с последующим написанием и прочтением его. Учет и корректировки скорости чтения. Систематический учет (контроль) и корректировки скорости этого умения, проведение конкурсов на лучшего чтеца, заучивание наизусть стихов, правильная организация внеклассного чтения — факторы, которые положительно влияют на выработку техники. Учет и корректировки скорости чтения можно вести зп помощью экрана. При проверке техники чтения в 2 — 4 классах каждому школьнику выставляется на листе — «экране» количество прочитанных слов в минуту, в 1 классе — фишками. Рекомендуем проверять темп чтения в начале сентября, в конце октября, ук декабре, январе (после каникул) и в мае. Это дает возможность классный проследить за совершенствованием навыки у каждого питомца. При контроле внеклассного чтения указываем на экране количество прочитанных школьниками страниц в неделю (в 1 классе желательно норма — 30с., 3-м — 60с., В четвёртом — 80 — 90С.). В шестилеток за I полугодие темп чтения не проверяется, контролируется только способ: составами, словами, составами-словами. Во втором полугодии проверяется и скорость. В 2 — 3 классах проверку проводят по программными требованиями. Техника чтения контролируется на новом тексте, а выразительность проверяется на уже известном.

Обсуждение закрыто.