Учебная литература по отечественной истории — новые подходы, методологические новации

учебные а литература по отечественной истории: новые подходы, методологические новации, характерные черты и особенности (90-е гг. ХХ — нач. ХХ в.) На современном этапе общественно-политического и социально-экономического развития Украины актуальным и крайне необходимой задачей является повышение уровня самосознания народа. Общеизвестно, что знание прошлого способствует формированию исторического сознания, которая является духовной и нравственной ценностью человека. В связи с этим совершенствование учебно-воспитательного процесса на исторических подразделениях высших учебных заведений (вузов) приобретает практический социального значения. Среди мероприятий по повышению уровня качества подготовки определенных специалистов-историков большую роль играет создание учебных пособий и учебников по историческим дисциплинам, в т. Ч. По истории Украины — дисциплины, которая формирует у студентов чувства патриотизма, воспитывает уважение к родной стране, своему народу. В последние годы эта проблема активно обсуждается учеными. Однако, большинство работ касается отдельных учебных пособий или воспроизводит положение дел только на начало 90-х гг. ХХ в. Поэтому целью нашей работы является попытка проанализировать изменения, которые произошли в качестве учебной литературы по отечественной истории за период независимости, выделить новые подходы, методологические новации, характерные черты и особенности, которые имели место в новых учебных пособиях и учебниках.
Тут

Если кратко характеризовать учебники советского времени (т. е. реалии «учебников» дела на 1990 г. Как.), То можно выделить следующие характерные черты большинства из них: использование марксистского (формационного) подхода в его упрощенном «советском» варианте, беспроблемности, схематизм, введение в догму ряда выводов классиков марксизма-ленинизма, сухость, академичность изложения и др. У них, так сказать, не было человека, в основном отсутствуют личностные оценки и эмоциональная привлекательность. К тому же разработка учебной литературы велась централизованным путем, что приводило к унификации учебного процесса и ограничивало возможность изучения истории Украины, специфики ее отдельных регионов. Первый шаг к децентрализации процесса подготовки учебной литературы было сделано в середине 1990 гг. — Разработаны «Республиканскую программу развития исторических исследований, улучшение изучения и пропаганды истории Украинской ССР» и утвержден отдельным постановлением Политбюро КПУ от 27 июля этого года . В программе предполагалось удовлетворить потребности высшей школы в учебниках и методической литературе по истории Украины. В числе вузов, которые отвечали за выполнение республиканской программы выделили Киевский, Харьковский, Львовский, Днепропетровский, Донецкий, Симферопольский (позже — Таврический), Ужгородский университеты и Луганский пединститут. Впрочем лишь после 10 октября 1991, когда Приказом Государственного комитета по печати было отменено систему ограничений на выпуск вузов научных и учебных изданий действительно начался процесс подготовки новой учебной литературы. Чтобы иметь представление об общем положении с выпуском учебной литературы по указанной дисциплине, обратимся к некоторым статистическим данным. Только за период 1989—2000 гг. Было опубликовано 1136 изданий учебной литературы по историческим дисциплинам, из них 379 — для студентов и преподавателей высшей школы, 184 — универсального характера. Почти половина от общего количества (514 изданий) — учебные издания по истории Украины. На волне же острого дефицита собственной учебной литературы по отечественной истории в 1991 появилась работа профессора университета Йорк (г... Торонто, Канада) Ореста Субтельного «Украина: история», которая стала своеобразным эрзац-учебником средней школы в высшую. О качестве этого пособия сказано немало, и точки зрения иногда совершенно противоположные. Отметим, что определенную часть этой работы написано на материалах других обобщающих исследований, в частности Д. Дорошенко и Н. Полонской-Василенко. Тот факт, что в первые годы независимости основной литературой, которой пользовались студенты-историки при изучении истории Украины, были труды ученых дальнего зарубежья, можно рассматривать как тупик, потому что авторы из числа украинских ученых не в полной мере были готовы к изданию пособий по отечественной истории , в которых исторические процессы рассматривались бы под углом новых видений. Первые пособия и учебники по отечественной истории, выходившие в 90-х гг. ХХ в. должны быть своеобразным ответом на «субтельнизацию» истории Украины. Еще 1991г. В издательстве «Высшая школа» вышла "История Украины. Досоветский период "И. К. Рыбака. Это было второе издание учебника, переработанное и дополненное, но оно мало чем отличалось от предыдущего издания, разве что изъятые резкие оценки деятельности «украинских буржуазных националистов». Исследователи считали труд явно устаревшей, не воспринимается студентами, критически оценивается преподавателями. В этом же году в издательстве «Лыбидь» увидела свет "История Украины. Курс лекций в двух частях "под редакцией Л. Мельника. Авторский коллектив (ведущие ученые Киевского государственного университета и Института истории Украины) пытался объективно, без идеологических стереотипов осветить историю нашей страны. Несмотря на то, что не все темы были раскрыты одинаково удачно, это дело одобрительно воспринята специалистами. Несмотря на некоторые различия, прежде всего, различные тематические приоритеты, учебные издания, вышедшие в свет в середине 1990-х гг., Имеют много сходных черт. Большинство из них базировалась на ярко выраженной державоцентричний видения истории Украины. К определяющих характеристик учебной литературы этого периода следует отнести чрезмерное увлечение политической историей и невниманием к цивилизационного развития. В середине 1990-х гг. Начали появляться учебные издания, в которых использовались качественно новые подходы и методологические новации. Значительным шагом в повышении качества учебной литературы стала двухтомный труд коллектива Института истории Украины НАН Украины «История Украины: Новое видение». Книга примечательна тем, что авторы отводили должное место различным срезам исторического процесса — экономической, общественной жизни и социальной стратификации, этнической развитию, культурным явлениям, церковным отношениям, хотя все же доминировала политическая история. Исследователи не обходили остроактуальных тем, в частности голода 1921—1923 и 1932—1933 гг., Характерна оценка Люблинской унии 1569, заключения которой объявлялось продуманным, реалистичным и даже мудрым выбором. Отметим, что это учебное издание вышло под грифом «Рекомендовано Министерством образования Украины».

Обсуждение закрыто.