Формирование профессионально-ориентированного отношения студентов непрофильных вузов часть 2

В связи с этим одной из центральных задач для преподавателей является формирование профессионально-ориентированного отношения студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла. В то же время мы предполагаем, что сформированность такого отношения будет способствовать личностному совершенствованию профессиональных качеств студентов как будущих экономистов, а также их личностному развитию. Анализ научной литературы по педагогике и психологии показывает, что профессионально-ориентированное отношение является наиболее обобщенной формой отношения человека к определенному виду профессиональной деятельности. Мы понимаем под профессионально-ориентированным отношением комплексное понятие, которое в узком смысле (на уровне процессуальных действий) означает формирование у определенного индивида желание заниматься определенным видом профессиональной деятельности, выявить в ней свой духовный и физический потенциал, учитывая осознанные сейчас собственные способности и наклонности , а также перспективы успеха в данной профессии. В более широком смысле (и процессуальных действий, и их последствий) профессионально-ориентированное отношение студента рассматривается как одна из форм социально-гражданской ориентации, в плане идей и их практического воплощения в учебном и внеучебном процессе охватывает его представление о возможном месте и карьерный рост в том или ином социальном среде и является проявлением установок, сформированного комплекса ценностных ориентаций, интегрального воздействия природных и общественных стимулирующих факторов. Наибольшую сложность в анализе сложных системных образований, к которым можно отнести и профессионально-ориентированное отношение студенчества, является выделение определенной структуры, то есть выделенных составляющих и средств связи между ними. Признавая в целом правомерность известного утверждения, К. К. Платонова относительно того, что «система» — это понятие субъективное, тогда как «структура» — понятие объективное, мы более склоняемся к позиции В. А. Семченко, который считает, что в данном случае следует говорить о более сложных объект-субъектные отношения. Ведь характер структуры определяется тем ракурсом рассмотрения и теми системными рамками, которые выбирает исследователь, изучающий данную систему. То есть системная проекция, масштаб системы, количество и качество актуальных компонентов, образующих систему, которая исследуется, действительно существенно зависят от позиции исследователя. Однако, в пределах сделанного выбора степень детерминации системных событий определенными для анализа компонентами, характер связи между ними, сущность системных феноменов, возникающих уже выступают независимыми системными признаками, то есть явлениями объективными. Такой подход позволяет нам рассматривать профессионально-ориентированное отношение, исходя из следующих теоретических позиций: профессионально-ориентированное отношение студентов является сложным и полидетерминованим образованием, структурные компоненты которого формируются на пересечении различных системных проекций, то есть в структуре учебной деятельности является несколько детерминант, в том числе не связанных прямо с познавательной деятельностью, однако таких, которые опосредованно оказывают значительное влияние на нее, то есть формирование профессионально-ориентированного отношения имеет определенную структуру. Основные факторы развития профессионально-ориентированного отношения студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла проектируются по ряду систем жизнедеятельности, к которым мы относим систему учебной деятельности, систему профессиональной деятельности по основной профессии экономиста, систему социальных отношений, а также общую систему ценностей, которая сложилась в процессе жизнедеятельности. Выделенные системные проекции могут быть представлены как: а) отношение студентов экономического университета в психолого-педагогических знаний как жизненного феномена; б) отношение студентов к психолого-педагогической подготовки как составляющей структуры профессиональной подготовки; в) отношение студентов экономического университета в непосредственных составляющих процесса психолого-педагогической подготовки: отдельных дисциплин, конкретных форм и методов учебной деятельности; г) отношение студентов экономического университета к профессиональной деятельности в целом и ее отдельных аспектов, а именно отношение студентов к второй специальности «преподаватель экономики»; д) отношение студентов к другим участникам процесса обучения на горизонтальном (другие студенты) и вертикальном (преподаватели) уровнях. Формирование профессионально-ориентированного отношения студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла может быть реализован как путем проявления первобытных показателей и тенденций их развития в процессе учебной деятельности, так и путем постепенного интегрирования первобытных показателей в сложные диспозиционные структуры, которые показывают роль и значение системы, которая исследуется в контексте других жизненно важных систем. Нами предлагается модель профессионально-ориентированного отношения, составляющими которой определено: рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Рациональный компонент охватывает совокупность знаний, которые обеспечивают формирование профессионально-ориентированного отношения ко всему психолого-педагогического цикла, проявляющиеся во взглядах, понятиях, информированности, понимании необходимости психолого-педагогической подготовки для профессиональной деятельности, как преподавателя и экономиста . Эмоциональный компонент охватывает эмоциональные и мотивационные состояния, эмоциональное отношение к знаниям, умениям, навыкам преподавателя, определяя уровень интереса, чувство субъективного удовлетворения от познания предмета, процесса и результата учебной деятельности, включая результаты самопознания и эмоционально ценностное отношение к своей личности и к личности преподавателя. Поведенческий компонент выражает степень сформированности совокупности умений и навыков практического решения учебных и профессиональных задач, который свидетельствует о желании испытать себя в качестве преподавателя на практике, связать свою жизнь с педагогической деятельностью, характеризуется соответствующим уровнем профессиональной направленности , готовность применять полученные знания на практике, в том числе и педагогической. Степень сформированности поведенческого компонента указывает на способность отвечать за свои действия, сознательно выбирать вид профессиональной деятельности.

Обсуждение закрыто.