Формирование у младших школьников общего умения решать задачи

Мы разработали программу обучения младших школьников решению задач данных видов, в которой определены дополнительные вопросы, рассматриваемые при наличии резерва времени для углубленного изучения. Эта программа реализуется с помощью системы задач. Разработаны содержание и методику подготовительной работы к введению составленных задач с пропорциональными величинами, а также систему учебных задач по обучению младших школьников решать задачи на нахождение суммы двух произведений и обратные к ним, на разностное сравнение двух произведений и обращены к ним, на кратное сравнение двух произведений и обратные к ним, на нахождение суммы или разностное или кратное сравнение двух частиц. На этапе подготовительной работы актуализируются знания групп пропорциональных величин и умение выделять в тексте задачи. Также на этом этапе ученики учатся решать составные задачи с пропорциональными величинами, содержащие отношения разностного или кратного сравнения, записывая их кратко в форме таблицы. Работа над этими видами составленных задач происходит достопримечательностью №3, ученики постепенно выполняют все действия, составляющие общее умение решать составные задачи. При формировании общего умения на материале задач на нахождение суммы или разностное или кратное сравнение двух произведений или долей и обратных к ним у младших школьников в различных формах прорабатывается умение определять существенные признаки задачи и обобщать математическую структуру и способ решения. Мы обобщили общие признаки прямых и обратных задач на нахождение суммы или разностное или кратное сравнение двух произведений или частей: 1) для одного из случаев даны значения двух величин; 2) для второго случая дано только одно из значений этих величин, а другое является искомым или для второго случая также даны два значения этих величин; 3) даны значения значений третьей величины или это значение является искомым. Такие задачи также решаются по плану: первым действием узнаем о значении третьей величины в одном из случаев; вторым действием узнаем о значении третьей величины в противном случае; третьей действует ответим на вопрос задачи.
эскорт в Москве
Предлагаемая методика предусмотрено, что все основные действия, которые позволяют ученику самостоятельно решать составные задачи, формируются в 3-м классе, поэтому во втором полугодии 3-го и в 4-м классе внимание сосредотачивается на формировании умений решать задачи отдельных видов, а общее умение решать составные задачи приобретает дальнейшего усвоения на примере задач новых математических структур и задач, которые содержат дроби. Цель формирующего эксперимента состояла в проверке эффективности методики формирования у младших школьников общего умения решения задач путем сравнительного анализа результатов тестирования в контрольных и экспериментальных классах, целенаправленных педагогических наблюдений в классах, где проводилось опытное обучение. Для определения эффективности разработанной методической системы мы проводили тестирование по методике составления тестов по математике А. Агибалова. Результаты тестирования, целью которого было определение показателей усвоения умение решать задачи в соответствии с экспериментальных серий, представлены в таблице 1. Таблица 1. Распределение учащихся экспериментальных и контрольных классов по уровням усвоения знаний

Вид задач Год нав-ния Классы Общее количество учеников Количество учеников, усвоили знания и умения на уровне
И уровень (низкий ) II уровень (средний) II-III уровень (достаточный) ИИИ уровень (высокий)
абс. /% абс. /% абс. /% абс. /%
Простые задачи 1-й Е 314 2/0 86/27 186/60 40/13
К 230 23 / 10 115/50 85/37 7/3
2-й Е 314 2/0 79/25 193/62 40/13
К 230 35/15 118/51 70/31 7/3
Стекла-Дени задачи 2-й Е 314 5/2 101/32 173/55 35/11
К 230 41/18 130/57 52/22 7/3
4-й Е 314 3/1 93/30 176/56 42/13
К 230 41 / 18 126/55 55/23 8 / 4
Полученные экспериментальные данные показали достаточно большое расхождение между показателями в экспериментальных и контрольных классах. Большинство учеников экспериментальных классов усвоили знания о задачах и умение их решать на II-III уровнях, тогда как ученики контрольных классов — на I-II уровнях. ЛИТЕРАТУРА 1. Скворцова С. А. Методика формирования у младших школьников общих умений решать сюжетные математические задачи (на материале простых задач) // Материалы международной научно-практической конференции «К. Д.Ушинский и современность: приоритетные направления развития профессионального образования». — Одесса, 2004. — Т. 1. — С.76-80. 2. Скворцова С. А. Методика формирования у младших школьников общих умений решать сюжетные математические задачи (на материале составных задач) // Наука и образование. — 2004. — №6-7. — С.275-277.

Обсуждение закрыто.