Уровни сформированности культуры восприятия духовной музыки студентов институтов искусств часть 2

Исследуя уровень эмоциональности студентов в связи с художественными, музыкальными интересами и предпочтениями, мы выяснили, что духовные произведения не оставляют никого в стороне, они имеют довольно большой процент эмоционального воздействия и эмоциональных отзывов. Нам удалось выяснить, что студенты с удовольствием слушают духовные гимны, распевы, песни. Для концертного исполнения предпочтение отдается псалмам и песням духовной тематики, но есть и такие, которые воспринимают духовные произведения только в церквях, во время богослужений, а в общеобразовательных учреждениях не желают слушать и выполнять подобную музыку, считая ее «неактуальной» и «устаревшей». Среди произведений, которые знают и любят студенты, были названы «Ave Maria» Й. Баха — Ш. Гуно, «Реквием» В. Моцарта, «Ныне отпущаеши» О. Архангельського, «Ангел вопияше» П. Диньова, «Верую», «Ой взошла заря» Леонтовича, «Единородный Сыне», «Богородице, Дево, радуйся» С. Рахманинова, «Преславная Приснодевы, Богородице» Б. Фильц, псалмы «Страдальная мать», «Ведут в Почаев тропинки и дороги». В процессе обсуждения и анализа ответов студентов выяснилось, что они понимают понятие «духовная музыка" как музыка церковная (гимны, литургия), хотя с богослужебными псалмами и песнями на богословские тексты они знакомы, но их они относят к фольклорному направлении. С целью констатации уровня эмоционального восприятия респондентами духовной музыки, нами была предложена музыкальная викторина, в которую вошли произведения украинских, русских композиторов, обработки народных песен, напевы Киево-Печерской лавры, греческие, киевские, болгарские распевы (всего 10 наименований). Свой выбор мы обусловили ризноплановистю образно-эмоционального содержания произведений, кроме того, было предложено прослушать и определить виды духовных песнопений. Анализ письменных работ и устных ответов показал, что большая часть респондентов активно воспринимает духовную музыку и демонстрирует заинтересованность услышанными произведениями, может охарактеризовать музыкальный образ, аргументированно доказать свою позицию, эмоционально обсудить полученные впечатления. Небольшой процент опрошенных составили те студенты, ошибались и давали неточную характеристику, проявляли инертность в обсуждении поставленных вопросов. Положительно повлияло на состояние эмоционального восприятия студентами концертов духовной музыки с последующим написанием рецензии. Во-первых, это значительно расширило музыкальный диапазон наших слушателей, во-вторых, заставило изменить их отношение к духовной музыке, в-третьих, вызвало всплеск эмоций, в результате чего большинство рецензий имели только положительную оценку, без критических высказываний и замечаний. В процессе изучения отношения студентов к произведениям духовной музыки мы выяснили, что основная масса респондентов положительно воспринимает произведения духовной музыки и считает целесообразным их использование не только в концертном репертуаре, но и в учебно-воспитательной работе, часть опрошенных проявляет заинтересованность и желание пополнить свои знания, и совсем малый процент респондентов абсолютно пассивно реагирует на возможность изучения духовной музыки как таковой вообще. С целью определения уровней сформированности интеллектуально-смыслового компонента музыкального восприятия студентов мы предложили объяснить названия и раскрыть содержание следующих духовных произведений: «Богородице, Дево, радуйся», «Херувимская», «Свете тихий», "Ангел вопияше "; перечислить песни, в основе которых лежит духовная тематика; назвать авторов и произведения, написанные на библейские (религиозные) сюжеты; раскрыть сущность понятий «гимн», «псалом», «кант», «песня», «партесный концерт», «Херувимская песня», «знаменный распев», «строчными пение», «Богогласник» и др. Среди опрошенных довольно мало было студентов, которые смогли дать точную характеристику и определение предложенным произведениям. Это лишь подтвердило уровень их общей музыкальной подготовки и то, что есть студенты, которые самостоятельно интересуются музыкой разных жанров, анализируют ее, имеют собственное мнение относительно изученного и прослушанного. Вместе с тем большая часть опрошенных дала общие ответы, заметив лишь ту особенность, что «эти произведения имеют религиозный подтекст и классифицируются как культовая музыка». Так, студенты музыкально-педагогического факультета предпочитают произведениям, выполнявшихся ими лично в концертно-исполнительской практике. Студенты факультетов музыкального творчества лучше воспринимают псалмы и песни на духовную тему. Большинство из них являются участниками фольклорных кружков, в которых выполняют именно такие произведения. Студенты-инструменталисты не выделяют какого-то отдельного типа духовных произведений, их восприятие проходит достаточно ровно, без каких-либо предпочтений. Чтобы проверить уровень умений студентов в работе над музыкальным произведением, они могли раскрыть соотношение непосредственно эмоционального и логического ощущение произведения. Для этого были даны рекомендации по таким аспектам, как: раскрытие содержания произведения, проникновение в авторского замысла и умения донести его до слушателя, постижение средств музыкальной выразительности, осознание исполнительского звучания, «прочтения» образных концепций, интерпретация тем любви, покаяния, молитвенности подобное. Студентам предлагались для работы такие хоровые произведения: «Благослови, душе моя, Господа» Е. Азеева, «Единородный Синее» в гармонизации Д. Бортнянского, «Трисвятое» Г. Львовського. Подводя итог работы, мы обратили внимание на то, что студенты довольно буквально читают предложенный музыкальный материал. Это проявилось в том, что они неумело пользуются музыкой и текстом как выразительными средствами: не соблюдаются динамических и ритмических обозначений, что есть в тексте, стремятся к речитативности, избегают розспивности и мелодичности, невнимательно относятся к темповых характеристик, что приводит к недослуховування музыкальной ткани, прямолинейно применяют голос (отсутствует наполнение звука чувством и мыслью), непродуманно трактуют музыкальный и словесный тексты, и как результат — неумение донести смысл и идею произведения до слушателей и исполнителей. Следующий опрос имело целью определить уровни творческой активности студентов в процессе использования произведений духовной музыки в учебно-воспитательном процессе. Во творческой активностью нами понималась исключительно продуктивная деятельность, которая возникала у студентов музыкальных специальностей как потребность в самовыражении. Мы опирались на мнение Г. Коган, который считал, что «творчество — это не» сочинения "тем, характеров, сюжетов, форм, а природное образование почвы, на которой позже будут расти зерна всего этого. Как известно, творческие возможности человека развиваются в активной индивидуальной и коллективной музыкальной деятельности, в целенаправленном анализе музыкальных произведений, так как только собственная деятельность является залогом глубоких переживаний, эстетического наслаждения, высоких художественных вкусов и убеждений. По выражению Б. Асафьева "... личное участие развивает все свойства. ... Хотя бы на мгновение, на малый момент жизни, надо почувствовать себя соучастником, то есть исполнителем ". Вопрос о творческой реализации побудило респондентов выбрать такие направления работы, как исполнительская деятельность (петь в хоре, ансамбле, руководить коллективом), поисковая деятельность (архивная работа по поиску нотных изданий произведений, сведений о композиторах, открытие новых имен и т. д.), творческая самореализация (писать музыку или тексты на духовную тематику). Результаты выполнения этого экспериментального задания выявили ряд проблем, касающихся творческого видения студентами музыкальных произведений и применение собственных умений на практике. Анализ результатов помог суммировать те достижения, уже есть в багаже студента, наметить и уточнить дальнейшие художественно-творческие задачи, проверить совершенство умений студента, дать оценку его работе и сделать выводы относительно существующих недостатков и путей их устранения.

Обсуждение закрыто.