Педагогические аспекты туристско-краеведческой деятельности в школах и внешкольных заведениях

Педагогические аспекты туристско-краеведческой деятельности в школах и внешкольных заведениях Сегодня в воспитательном процессе общеобразовательной школы и внешкольных учреждений является большой арсенал форм и методов работы, направленных на формирование национально-патриотического воспитания учащейся молодежи. Среди различных форм воспитательной деятельности педагогического коллектива школы, внешкольных учреждений, которые способствуют формированию общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения, особое место принадлежит туристско — краеведческой работе. Туристический краеведческая деятельность предполагает не только физическое развитие ребенка, но и познания родного края, изучение его истории, обычаев и обрядов, народных ремесел и традиций.
разрешение на торговлю

Цель туристско-краеведческой деятельности реализуется в программе Всеукраинских экспедициях «Красота и боль Украины», «Сто чудес Украины», которые проходят в рамках движения учащейся молодежи Украины за сохранение и приумножение традиций, обычаев, обрядов народа "Моя земля — земля моих родителей ". Реализация задач движения учащейся молодежи возложена в первую очередь на педагогические коллективы школ и внешкольных учреждений. Именно они должны вести эту работу, используя при этом весь воспитательный потенциал, который заложен в туристско-краеведческой деятельности школьников. При работе над данной проблемой, мы поставили перед собой задачу более детально изучить реальное положение дел в массовой практике работы школ и внешкольных учреждений по использованию туризма и краеведения в образовательно-воспитательной деятельности. Установлено, что в школах и внешкольных учреждениях области проводится значительная работа по развитию туризма и краеведения и их использование с целью национально-патриотического воспитания и формирования национального самосознания учащейся молодежи, физической закалки детей и подростков и познания ими родного края . Толчок к оживлению туристско-краеведческой работы среди учащейся молодежи дали принятые в последние годы законодательные, правительственные и ведомственные правовые и нормативные документы, регламентирующие данную сферу деятельности. Формы и методы поисково-исследовательской работы в школьном туризме области настолько многогранны, что позволяют удовлетворить интересы школьников и активизировать их познавательную деятельность. К таким формам и методам относятся: изучение родного края посредством наблюдения, работа в кружках историков-краеведов, геологов, географов-краеведов и обычно со спортивно-оздоровительного туризма. Это требует от организаторов, руководителей походов, туристского актива глубокого знания родного края, теории и методики туристско-краеведческой работы. С этой целью нами был проведен опрос школьников и педагогов, руководителей туристско-краеведческих кружков, изучено документацию Ивано-Франковского государственного областного центра туризма и краеведения учащейся молодежи (отчеты, планы работы и т. п.). Именно поэтому в школьном туризме утвердилась практика объединения учащихся по интересам в краеведческие кружки: историков, геологов, географов и т. д. (табл. 1). В области стало традиционным проведение городских, районных, областных слетов туристов-краеведов, юных геологов, турниров памяти ветеранов туризма и массовых восхождений на высочайшие вершины Украинских Карпат, заочных конкурсов на лучший отчет о туристической путешествие. Особого внимания заслуживает работа центра туризма и краеведения учащейся молодежи, который в Ворохтянский турбазе «Говерла» летом организует областной оздоровительно-краеведческий лагерь активистов поисковых экспедиций, школьных музеев, комнат, юных техников, экологов-победителей областных змагань — взлетов. Здесь школьники имеют возможность активизировать свою двигательную активность, глубже познать свой родной край, что в свою очередь стимулирует их к дальнейшему занятия туризмом. Туристический краеведческая работа занимает ключевое место в национально-патриотическом воспитании молодого поколения, а участие во Всеукраинском движении учащейся молодежи за сохранение и приумножение традиций, обычаев, обрядов народа, Всеукраинских экскурсиях «Красота и боль Украины», " Сто чудес Украины «, областной -» Люби и знай свой родной край "способствует воспитанию у учащихся национального самосознания. Более 50 000 школьников и студентов области принимают активное участие в Таблица 1.

Работа бюджетных гурткивта объединений
Название кружков Всего по области В облдержцентри туризма В других заведениях
К-во кружков охватывают. учеников К-во кружков охватывают. учеников К-во кружков охватывают. учеников
Юные туристы 59 1254 11 286 48 968
Юные туристы лыжники 1 15 1 15  —  —
Спортивное ориентирование 18 324 4 72 14 252
Пешеходный туризм 62 1302 34 748 28 554
Юные горные туристы 2 29 2 29  —  —
Юные велотуристы 1 14 1 14  —  —
Литературное краеведение 14 308 2 44 12 264
Историки-краеведы 60 1228 22 506 38 722
Юные экологи 35 660 4 71 31 589
Юные геологи 13 227 5 91 8 136
Географы-краеведы 28 533 10 191 18 342
народоведческие кружки 50 1039 12 241 38 798
Юные туристы-водники 1 12 1 12  —  —
Активисты школьного музея 7 133 3 54 4 79
Проводники краеведа 4 74 4 74  —  —
Основы христианской морали 3 61 3 61  —  —
Школа туризма 5 95 5 95  —  — .
Школа экскурсоводов 4 74 4 74  —  —
исполнении этнологических, естественных и экологических задач при различных экспедиций (табл. 2). Вывод. Установлено, что туристско-краеведческая деятельность в школах, внешкольных учреждениях является одной из самых популярных в ученической среде. Это подтверждается большим количеством кружков, которые обеспечивают национально-патриотическое воспитание молодого поколения, участие во Всеукраинском движении учащейся молодежи за сохранение и приумножение традиций, обычаев, обрядов народа, Всеукраинских экскурсиях «Красота и боль Украины», «Сто чудес Украины», областной — " Люби и знай свой родной край ", который способствует формированию у учащихся национального самосознания. Таблица 2 Участие в туристских и краеведческих экспедициях

№ п / п Название экспедиции Количество отрядов Количество участников
1 движение учащейся молодежи «Моя земля — земля моих родителей» 5825 57512
2 Всеукраинская экспедиция "Краса и боль Украины» 2250 23278
3 Акция «Память» 50 492
4 Областная экспедиция "Люби и знай свой родной край» 3490 33110
5 " Сто чудес Украины » 60 862
Перспективы дальнейшего исследования проблемы видим в поиске инновационных форм и методов организации деятельности кружков, туристско-краеведческого направления. Список источников

  1. Кострица М. Ю. Обезьяной В. В. Школьная краеведческо-туристическая работа. — К. "Высшая школа ". 1995. с.224.
  2. останец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. — М .: Педагогика, 1985. -104 с.
  3. О мерах по поддержке краеведческого движения в Украине: Указ Президента Украины от 23. 01. 2001, № 35 // 2001. Правительственный курьер / 2001 Правительственный курьер. 2001 31 января.
  4. Об основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 года: Указ Президента Украины от 10. 08. 1999, № 973/99 // Правительственный курьер 1999-29 сентября
  5. Рут Е. З. Организационно-методические основы туристско-краеведческой деятельности в школе и ее влияние на организм школьников: Диссертация доктора наук по физическому воспитанию и спорту: 24.00.02. — Харьков, 2005. — 352 с.

Обсуждение закрыто.