Формирование педагогической культуры родителей по вопросам организации здорового образа жизни дошкольников

Формирование педагогической культуры родителей по вопросам организации здорового образа жизни дошкольников Экономические, социальные, политические изменения в современном обществе обусловливают многочисленные педагогические проблемы молодой семьи. Условия настоящего заставляют молодых людей больше заботиться о материальных потребностей. Сейчас очень остро стоит вопрос формирования педагогической культуры молодых родителей, так как в современных условиях наблюдается тенденция снижения ее уровня.
https://www.youtube.com/channel/UCjrEovcy--penyUKiBhNwKA

К проблеме формирования педагогической культуры будущих родителей обращались в свое время Т. Но-ксеенко, Ю. Шурка, А. Вишневский, С Русова, М. Стельмахович, В. Сухомлинский и другие. Рассмотрим особенности влияния семейного очага на воспитание физически здорового ребенка с раннего возраста. О необходимости формирования у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни отмечено в ряде официальных документов и программ. Так, в частности, в Конвенции по правам ребенка (1990) большое значение придается здоровью молодого поколения как решающем факторе выживания человечества. В отечественных программах «Малютка», «Ребенок», в базовый компонент дошкольного образования проблемы охраны и укрепления здоровья определяются как главные факторы полноценного развития дошкольников. В комментарии к Базового Компонента говорится о том, что ребенок должен вступить элементарных представлений о зависимости состояния здоровья от образа жизни. Педагогическую культуру рассматриваем как составную часть общей культуры, которая остается неотъемлемой частью воспитательного процесса семьи. Известно, что основы физического здоровья закладываются еще в раннем детстве. Полноценная жизнедеятельность организма, хорошее самочувствие является залогом достижения ребенком дальнейших успехов в учебе и в работе. Итак, взрослые должны инициировать воспитание у детей адекватных реакций на заботу о своем здоровье. Для успешного воспитания детей родителям следует обладать целым комплексом знаний, умений и навыков, который позволит им эффективно организовать процесс воспитания. По мнению Л. Тищенко, педагогическую культуру родителей составляет всю их жизнь, восприятие и понимание окружающего мира, отношение к людям, привычки. Дети развиваются путем подражания, копирования взрослых, поэтому важно, чтобы с первых дней у колыбели ребенка была педагогически грамотный человек. Одной из самых распространенных ошибок современных родителей по воспитанию детей с младенческого возраста является устойчивый стереотип о том, что забота о ребенке имеет лишь медико-гигиенический (а не педагогический) характер. Малыш воспринимает родителей как идеал и стремится во всем им подражать. Поэтому необходимо, чтобы родители были педагогически подготовленные к воспитанию ребенка. С. Ф. Русова отмечала: "Инстинкт движения вполне правильный для каждого здорового ребенка, а когда ребенок не спит, она небезпереминно движется ... И здесь с первых дней нужно дать ребенку полную самостоятельность движений ". В свое время Н. М. Аксарина актуализировала вопрос положительного влияния двигательной активности малыша на интенсивный физичнний и умственное развитие. Ограничение движений ребенка (гиподинамия), отсутствие или однообразие впечатлений от окружающего могут привести к отставанию в психическом развитии. Поэтому физическое воспитание детей охватывает следующие задачи: охрану и укрепление здоровья, нормальное функционирование всех органов и систем организма; обеспечение своевременного и полноценного физического развития; развитие движений; обеспечение активного уравновешенного состояния ребенка; воспитания культуно-гигиенических навыков. По мнению японских ученых, основные двигательные навыки необходимо тренировать в раннем детстве, а правильная физическая подготовка стимулирует умственное развитие ребенка. Британский специалист по вопросам раннего детского развития Джеки Стилберг отмечает, что при рождении младенцы совершают резкие неконтролируемые движения руками и ногами. Постепенно в мозгу формируются связи, необходимые для развития двигательной активности. Простейшие действия стимулируют развитие мозга. Так что в первые три года прослеживается положительное влияние и тесную взаимосвязь активного физического развития на психические и умственные качества ребенка как будущей личности. Учеными доказано, что характер и способности человека не определяются по наследству, а формируются в определенный период жизни под непосредственным влиянием социума. Установлено, что до трех лет развиваются 70% клеток головного мозга, а в пяти — 90%. По мнению В. Еремеева и Т. Хризман "Детство для человека — это уникальное время развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечают высшие структуры мозга — его кора. За короткий период закладывается основа психических функций ребенка, основа дальнейшего активной жизни ". Вся система дошкольного воспитания, весь педагогический процесс направлен на развитие психики, на формирование познавательных и эмоциональных процессов, которые являются основой гармоничного развития личности. Все педагоги в дошкольном учреждении и в школе, в семье развивают главный орган психики — мозг и все его многочисленные функции, которые регулируют поведение ребенка, определяют успешное обучение, творческое развитие личности. Как отмечает А. Проскура: "У новорожденного (от рождения до года) ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, в процессе которого возникает потребность в постоянных контактах с ними. Эти контакты становятся средством усвоения ребенком мира взрослых. В раннем детстве (от года до трех лет) ведущей является предметно-манипулятивная деятельность, через которую и в которой ребенок усваивает выработанные обществом способы использования окружающих вещей ", что доказывает формирование психических, умственных и физических качеств будущей личности именно в этом возрасте под непосредственным влиянием взрослых. Немаловажная роль принадлежит и первым воспитателям ребенка — его родителям, семье. Так что образ жизни семьи, уровень педагогической культуры родителей, личный пример каждого члена семьи являются основными факторами формирования предпосылок для становления будущей личности ребенка, формирование здорового образа жизни именно с младенческого возраста. Выше доказано, что личный пример родителей, способ жития семьи, уровень сформированности их педагогической культуры являются основными факторами воспитания здорового ребенка с раннего возраста. Возникает противоречие между желанием родителей заложить основы физического здоровья своих питомцев (или пассивная позиция) и неспособностью их реализовать. Ведь для того, чтобы ребенок полноценно развивался, родителям необходимо создавать валеологического оговорены условия жизнедеятельности, поддерживать порядок и гигиену в доме, кормить детей экологически чистыми, богатыми белками, витаминами, минеральными веществами соответствующим образом приготовленными продуктами; одевать ребенка так, чтобы он чувствовал себя в одежде свободно, не переохладился и не перегревался; регулярно купать, закалять, делать массаж; больше времени проводить на свежем воздухе, разминать ее мышцы с помощью простых упражнений. Стоит больше играть с ребенком, общаться (при этом следует учитывать роль положительных эмоций которые влияют на психическое, умственное и физиологическое развитие ребенка), творчески подходить к формированию основ здорового образа жизни. В первые три года жизни происходит интенсивный физическое развитие ребенка безраздельно с психическим и умственным развитием. Проведение систематических оздоровительных мероприятий положительно влияют на вышеупомянутые процессы. В то же время допущенные ошибки могут негативно повлиять на состояние здоровья ребенка и его нервную систему. Поэтому правильная организация физического воспитания является одним из наиболее существенных условий воспитания ребенка раннего возраста. Однако формирование педагогической культуры, самообразование, отходят на второй план. Молодым родителям не хватает времени для посещения педагогического всеобуча или лекций. Молодежь не имеет средств для подписки тематической периодики и приобретение литературы по проблемам воспитания детей. Также стоит отметить, что на снижение уровня педагогической культуры влияет падение нравов в обществе, средства массовой информации. Понятно, что составными частями педагогической культуры молодых родителей является изучение традиций народа, личный пример и авторитет родителей, ориентация в особенностях воспитательного процесса детей. Но современные педагогические исследования данной проблемы и статистика свидетельствуют о регрессе педагогической культуры молодежи, а это, в свою очередь отражается не только на воспитательном процессе, но и психическом и физическом здоровье детей. Итак, отсутствие педагогической культуры, недостаточная осведомленность родителей и неготовность к воспитательного воздействия на ребенка с первых дней его жизни могут быть причиной допущенных ими ошибок. Считаем, что создание консультативных центров при дошкольных учебных заведениях, детских поликлиниках, центрах социальных служб для семьи и молодежи могут стать источниками осведомленности молодых родителей о их личную роль в формировании основ для всего последующего развития ребенка.

Обсуждение закрыто.