Ученический самоменеджмент в условиях креативного образовательного процесса

Ученический самоменеджмент в условиях креативного образовательного процесса Учитывая общественную потребность в более полном использовании и развития творческого потенциала человека, как результат психологизаици и социологизации менеджмента возник новый его направление — сам менеджмент Самоменеджмент ученика заключается во внедрении проверенных методов работы в повседневной практике для оптимального и осознанного использования своего времени. На самоменджмент возлагается выполнение функций, в виде которых представлено повседневное решение различного рода задач и проблем. Функции находятся во взаимозависимости и могут быть представлены в виде круга правил, наглядно демонстрирует связи между отдельными функциями. Во внешнем круге Л. Зайверт выделяет пять функций: постановка целей (анализ и формирование личных целей). планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности). принятия решений. реализация и организация (распорядок дня и организация личного трудового процесса для осуществления задач). контроль (самоконтроль и контроль итогов, коррекция целей). Во внутреннем круге размещена функция (6) информации и коммуникации, заключается в поиске и обмене информацией, осуществлении коммуникационных связей, необходимых на всех фазах процесса самоменеджмента. Анализируя модель Л. Зайверта, мы усовершенствовали ее, добавляя вместо функции «контроль» функцию «самомониторинг», которая заключается не только в контроле и самоконтроле, но и в самодиагностике, самооблику и самоанализе. Такое понимание, на наш взгляд, ее использование более педагогически продуктивным. Педагогическая актуальность проблемы Исходя из концепции деятельности Саксаганского естественнонаучного лицея и его главной цели деятельности — создание творческой личности естествоиспытателя — обращение к самоменеджменту считаем естественным и своевременным, поскольку в педагогической технологии такого характера не хватает. До сих пор в научно-педагогической литературе недостаточно освещена теория ученического менеджмента и тем более самоменеджмента. В связи с этим следует отметить, что обращение педагогов-исследователей к проблемам научной организации труда учащихся является лишь частью того, что охватывает самомониторинг. Анализ педагогической практики показывает, что для воспитания самодостаточной личности обучение самоменеджмента является чрезвычайно актуальным, поскольку крайне важными для учащихся является работа с наименьшими затратами, нацеливаясь на высокие результаты. К преимуществам самоменеджмента Л. Зайверт относит: выполнение работы с наименьшими затратами, лучшая организация труда, лучшие результаты труда, меньше спешки и стрессов, больше удовольствия от работы, большая мотивация труда, меньшая загруженность работой, меньше ошибок при выполнении своих функций, достижения жизненных целей кратчайшим путем. Ценность самомониторингу определяется тем, что ориентиром в саморазвитии критерии эффективного управления, требуют наличия у ученика: способности управлять собой, разумных личных ценностей, четких личных целей, опоры на постоянное личный рост, навыки решать проблемы, изобретательности и способности к инновациям, высокой способности влиять на окружающих. Особый интерес, на наш взгляд, вызывает концепция самоменеджмента В. Андреева. Она базируется на стремлении к саморазвитию личности. Центральная идея этой концепции заключается в определении в качестве интегральной обобщенной характеристики современного ученика творческого характера его личности, то есть личности, способной к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном, а чаще в нескольких видах творческой деятельности. Этот подход ценен тем, что раскрывает механизм самосоздание человека-творца — психолого-педагогический механизм саморазвития личности, объединяет все процессы «самости» в их интегрированном виде: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самоконтроль , самосоздание, самооздоровления, а также процесс самореализации в одном или нескольких социально обусловленных видах творческой деятельности. Общество не может быть равнодушным к креативного потенциала людей, поскольку именно это обеспечивает его непрерывное развитие, хотя и в редких случаях способных потрясти основы цивилизации. Многолетние исследования привели нас к обобщению системы, что согласуется с образовательной креативной парадигмой. Во креативным процессом понимают создание нового как впервые теоретически разработанного или сделанного данным субъектом. Максимально креативной есть ребенок, поскольку она все делает впервые. Результат креативного процесса несет отпечаток личности того или иного человека как творца. Создание учебного заведения для интеллектуально и творчески одаренных детей побудило нас к системным научно-педагогических исследований. Результатом многолетних поисков стало создание Саксаганского естественнонаучного лицея и разработки Концепции его деятельности — концепции креативной образования. Креативная педагогическая система рассматривается нами как система органично связанных содержания, форм, методов, приемов, средств всестороннего развития обучения и воспитания, обеспечивающих создание творческой личности естествоиспытателя. Привлечение педагогов и лицеистов к науке нами рассматривается как самый влиятельный незаменимое средство создания им «поля креативности», то есть условий творческой самореализации каждой личности. Вышеупомянутые системы органически связаны и рассматриваются как составляющие «поля креативности». Очень актуальной, на наш взгляд, является в педагогической практике проблема формирования и развития эффективных навыков управления временем учеников. Управление временем рассматривается в тесной связи с жизненной позицией личности как инструмент для максимальной реализации личностного потенциала в соответствии с жизненными ценностями, мировоззрением и мироощущением человека. Главное место отводится миссии каждого человека, который в дальнейшем будет определять все ее жизненные цели. Начиная с 1990 года мы вели исследования в этом направлении, и как результат — издание «Личного дневника исследователя». Долгие годы своей педагогической деятельности я мечтал разработать именно такой дневник, который мог бы быть инструментом самосозидание личности ученика. Очень хотелось, чтобы родители и педагоги изменили функцию жестких контролеров на добрых помощников детям. Но, как показали неоднократные педагогические исследования и многолетний педагогический опыт, готовность к изменениям учеников, родителей и педагогов нужно обеспечивать терпеливым объяснением нового подхода.

Обсуждение закрыто.