Педагогический аспект преемственности

Педагогический аспект преемственности Проблема преемственности между ступенями образования стала особенно актуальной на современном этапе в связи с переходом на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения. Ведь содержание каждой образовательной области внедряется поэтапно — начальная, основная, старшая школа Для каждого этапа разработаны базовый учебный план, Государственный стандарт и программы.
женский пуховик купить

Однако без решения проблем преемственности при отборе содержания, организационных форм и методов обучения может быть нарушена целостность школьного образования. Многие специалисты — психологи и педагоги в Украине и других странах — считают, что именно от способа решения этой проблемы в значительной мере зависит судьба всей среднего образования. В правительственных документах, касающихся вопросов обучения и воспитания подрастающего поколения, в решениях коллегии МОН Украины, в различных научных и методических источниках преемственность рассматривается как основная предпосылка непрерывного образования. Национальной доктриной развития образования Украины в XXI веке. предполагается, что «государственная политика по непрерывного образования осуществляется с учетом мировых тенденций развития образования в течение жизни, социально-экономических, технологических и социокультурных перемен».Непрерывность образования реализуется путем обеспечения преемственности содержания и координации воспитательной деятельности на разных ступенях образования, функционируют как продолжение предыдущих и предусматривают подготовку граждан для возможного перехода на дальнейшие степени. "При переходе от одной ступени к другой совершенствуются функциональные механизмы психики, типологические свойства личности приобретают ярко выраженной индивидуальности, формируется индивидуальный стиль деятельности. То есть преемственность в становлении личности проявляется в динамике личности, а именно: изменения свойств, качеств учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности ... ". Целью данной статьи является выявить как причины дезадаптации учащихся к обучению на каждом этапе и наметить пути преодоления проблем переходного периода могут быть вызваны двумя группами причин — недостатками в обучении учащихся дошкольного и начального звена и нарушениями в сфере общения. Эти причины тесно взаимосвязаны. На основании результатов диагностики, которую практикуем в дошкольных учреждениях и школах, выяснилось, что готовность ребенка дошкольного возраста к школе и младшего школьника к переходу в среднее звено обучения определяют три взаимосвязанных компонента: физическая готовность, интеллектуальная готовность, умственное развитие и развитие вещания. Не менее значимой является психологическая готовность ученика и учителя к тем трудностям, которые неизбежно возникают в период адаптации. Обсуждение этих проблем привело к выводу о необходимости кардинальных изменений в системе начального образования. Надо сразу поднять ребенка на новую ступень в познании мира по сравнению с дошкольным жизнью. Необходимо организовать учебную деятельность ребенка так, чтобы в процессе этой деятельности у ребенка возникал ряд учебных действий, которые постепенно превращаются в целостную поисковую деятельность. Обучение как процесс получения знаний и учебная деятельность — разные вещи. Учебная деятельность — это деятельность самоизменения. Если нам удается сформировать ее в ребенка, то и освобождается от нашей помощи и шагает сама. Она научилась учиться. По таким учебным процессом стоит принципиально новая педагогическая технология, диалогическая форма общения учителя с детьми и детей между собой. В условиях коллективной поисковой деятельности дети учатся не только мыслить, но и общаться. Они овладевают способами содружества в процессе решения учебных задач. Такая учебная деятельность учащихся обеспечит интеллектуальную готовность ребенка к обучению в основной школе. Однако не менее важна психологическая и профессиональная готовность учителя к работе с пятиклассниками. Это предполагает прежде всего знание специфики возрастных и индивидуальных особенностей детей, прогнозирования трудностей, возникающих у школьника в период адаптации, стремление предоставить ему своевременную поддержку. Еще одна группа причин дезадаптации пятиклассников к обучению в основной школе появление значительного количества новых учебных предметов; увеличение количества уроков ежедневно; расширение объема необходимой информации; ускорение внутреннего ритма; уменьшение опеки со стороны учителей и родителей. Поэтому очень важно, чтобы учителя-предметники не переносивших методы обучения и формы общения со старшими школьниками на пятиклассников, а применяли и постепенно вводили новое содержание и новые формы учебной деятельности. А в начале учебного года еще некоторое время применяли бы методику обучения начальной школы, с которой надо быть хорошо знакомым. Результаты анкетирования и диагностики показывают, что в начальной школе преобладает положительный мотив учения. Ребенку там уютно, она привыкла к своей учительнице, классной комнаты, стиля жизни. В 5-м классе положительный мотив совершенно меняется — здесь основной мотив позиционный, и желание учиться за знание уступают место обучению за баллы, появляется страх наказания. Родители перестали часто ходить в школу, дети нуждаются в большем внимании. Поэтому работа с родителями — это еще один путь решения проблемы дезадаптации школьников. Выводы данного исследования хочется выразить в виде рекомендаций участникам образовательного процесса, которые причастны к созданию комфортных условий плавного перехода от одной ступени обучения к другой и подготовки ребенка к социальной жизни. Руководителям учебных заведений обеспечить взаемовивчення базового компонента дошкольного образования, Государственного стандарта начального и базового и полного среднего образования специалистами отдельных образовательных звеньев; ежегодно проводить педсоветы, совместные заседания школьных методических объединений учителей начальных классов с приглашением воспитателей дошкольных учебных заведений и учителей-предметников с целью изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся 1-х и 5-х классов; заранее определить учителей-предметников, которые будут работать в 5-х классах; в конце II в семестра проводить общественный смотр знаний выпускников дошкольных учебных заведений, учащихся 4-х классов по подготовке к предметному обучению. Воспитателям дошкольных учебных заведений проблему преемственности и подготовки ребенка к школе рассматривать с позиций теоретических и методических аспектов современных компонентов дошкольного и начального школьных звеньев; способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников. Учителям начальных классов соблюдать беспрекословного выполнения требований учебных программ к знаниям, умениям и навыков учащихся начальных классов на конец учебного года; совершенстве изучить базовый компонент дошкольного образования, программы базовых дисциплин 5-х классов с целью преодоления разногласий в требованиях к уровню знаний учащихся 4-х и 5-х классов; изучить индивидуальные особенности, учебные и познавательные возможности будущих первоклассников, их творческий потенциал с целью его дальнейшего развития; применять как основной игровой метод обучения в 1-м классе, увеличить объем различных видов самостоятельных работ как обязательного этапа урока в 4-м классе. Учителям-предметникам с целью преодоления несогласованности в работе класовода и учителей-предметников сохранять преемственность методов обучения и воспитания, применяемых учителями начальных классов; ознакомиться с учебными программами для 4-го класса; с целью изучения уровня усвоения знаний учащихся 4-х классов и индивидуальных особенностей их развития в конец II семестра посетить ряд мероприятий в будущем 5-м классе — уроки повторения и обобщения программного материала, самостоятельные или контрольные работы с обязательным "язковим последующим анализом их результатов, родительские собрания, воспитательные мероприятия; взять на учет детей с пониженной способностью к обучению, ознакомиться с картой их здоровья и физического развития, материально-бытовыми условиями; проводить совместные заседания методических комиссий с целью выработки единых подходов к осуществлению учебно-воспитательного процесса.

Обсуждение закрыто.