Химическая образование в школе — экскурс в историю. часть 2

Конечно же, значительная часть учебного материала посвящена разнообразным химическим реакциям, в ходе которых можно получить те или иные вещества или новые соединения. Для того чтобы сделать изложение материала более наглядным и подготовить учащихся к последующего изучения символических обозначений химических элементов, уравнения реакций записывались в такой форме:

цинк + водород сера кислород = цинк сера кислород + водород
серная кислота цинковый купорос
При этом периодическая система элементов, которая приводилась в одном из приложений учебника, не содержала названий элементов, а только их символические обозначения и атомные массы. При рассмотрении основ атомарной теории строения веществ как основной пример использовалось сравнения кислорода и озона, где достаточно подробно описывались различные случаи образования озона. Следует также заметить, что основу курса химии составляла именно неорганическая химия. Вопросам органической химии было посвящено только один раздел учебника по семи пунктов, причем в четырех из них приводились сведения о нефти, ее добычу, переработку и применение. Итак, оценивая этот учебник и соответствующий руководство по практическим работам, можно сделать вывод, что значительный объем химических понятий в то время усваивался преимущественно через практические работы. В отличие от современных учебников, авторы не предлагали ученикам задач, задач для самостоятельного выполнения, вопросов для самоконтроля. Зато ученики имели возможность во время выполнения практических работ наблюдать разнообразные химические реакции, описывать их ход и объяснять полученные результаты. В ходе изучения химии основное внимание уделялось именно выработке навыков работы с соответствующим оборудованием, применению в жизни конкретных фактов и знаний об определенных химические вещества и соединения. Фактически за один год обучения ученикам предлагалось выполнить 60 практических работ, тематика которых была достаточно широкого как по понятийного аппарата, так и с точки зрения изучения свойств и способов получения различных веществ. Практические работы начинались с охнайомлення с основным оборудованием, правилами техники безопасности и поведения в лаборатории. Указания по выполнению практических работ касались обращения с химической посудой, сбор установки для проведения исследований из имеющихся приборов по схеме (рисунком), приведенной в руководстве. Отдельно описывалось, как с помощью фильтрования можно выделить полученное вещество и провести взвешивание для оценки ее массовой величины. Проводились практические работы параллельно с изучением теоретического материала, причем в зависимости от уровня развития учащихся учитель имел возможность уменьшать количество работ. В пособии были также выделены работы, которые ученик мог не выполнять в связи с болезнью или по другим причинам. Однако практические работы, обязательные для выполнения, составляли основу курса химии. Отдельные работы были также объединены в своеобразные циклы, когда вещество, полученное при исполнении одной работы, использовалась в другой работе. Значительное внимание уделялось тому, чтобы каждый ученик составил подробный письменный отчет о ходе выполнения работы с обязательными схемами и рисунками. Следует отметить, что изучение химии в училищах было достаточно хорошо обеспечено с точки зрения наличия достаточного количества оборудования, реактивов и тому подобное. В ходе первых работ ученики изучали правила работы с традиционно «опасным» оборудованием, среди которого бунзенивський (газовый) горелка, спиртовка, другие источники открытого огня. Приведем далее перечень практических работ с короткими аннотациями. 1. Выпарить обычную воду. Эта работа имела целью ознакомить учащихся с имеющимися нагревательными устройствами. 2. Приготовить смесь порошков серы и железа. Нужно было смешать две указанные вещества, а затем разделить их с помощью встряхивания смеси в воде. 3. Приготовить серное железо. Работы 2 и 3 были связаны между собой, причем работа 3 рассматривалась как первый пример реакции соединения. Для оценки результатов в этой работе учащиеся впервые проводили взвешивание, а потому учителю рекомендовалось в случае недостаточного количества весов, разделить класс на две группы, одна из которых выполняла бы сначала работу 2, затем работу 3, а вторая группа наоборот. 4. Наблюдать расписание вуглемиднои соли. В этой работе учащиеся впервые знакомились с реакцией разложения, причем перед ними ставилась задача (и приводился описание того, как это сделать) собрать углекислый газ, полученный при реакции. Остатки же порошка меди оксида предлагалось сохранить для использования в практической работе 22 Для справки: вуглемидна соль — вещество, полученное искусственно, хотя в природе минерал, сходный по свойствам, — малахит. На старых медных монетах и бронзовых вещах образуется зеленый налет — это и есть вуглемидна соль (иногда еще говорят «палку»). 5. Определить, насколько уменьшится вес вуглемиднои соли, если ее прокалить, и выразить в процентах потерю веса. 6. Расписание вуглемиднои соли с поглощением продуктов разложения. 7. Прожарить в открытом тигле железо, медь и сплав олова с Свинец. 8. Наблюдать уменьшение объема воздуха при ржавчины в нем железа. 9. Наблюдать участие воздуха в окислении меди. Этот начальный цикл работ, посвященный изучению первых законов и понятий, имел в основном приучить учеников к наблюдению за определенными химическими реакциями. Следующий цикл работ имел целью изучение свойств воды и ее составляющих. Он включал следующие работы: 10. Составить прибор для перегонки воды. В этой работе по приведенной схеме ученики должны были составить указанный прибор, получить с его помощью дистиллированную воду и испарить ее, а затем сравнить полученные результаты с результатами работы 1. Тем самым учащиеся наглядно знакомились с тем, что «чистая» вода фактически является раствором солей (в отличие от дистиллированной). 11. Выявить гигроскопическую воду в «сухом» песка, поваренной соли, бумаге, опилках, вате. 12. Выявить присутствие влаги в воздухе.

Обсуждение закрыто.