Развитие гуманитарного пространства

Развитие гуманитарного пространства Подготовка и проведение Всеукраинского форума интеллигенции 26-27 марта текущего года, а в рамках его подготовки — проведение в регионах общественных слушаний — свидетельство актуальности проблем государственной гуманитарной политики по вопросам образования, науки, культуры и искусства, необходимости определения перспектив XXI века углубляет и ускоряет общемировые социально-экономические, политические, социокультурные процессы , которые определяют развитие человечества на современном этапе. Глобальные общественные сдвиги имеют системный, быстрый, необратимый характер. Современный мир переживает процесс коренного переосмысления доминант в организации отношений «личность — общество», «личность — государство», «общество — государство», «интеллигенция — государство». Украина как европейское государство, история, культура и экономика которой органично вплетены в мировую и европейскую, не может стоять в стороне от трансформационных и глобализационных процессов. Неоспоримым является желание Украины стать государством-нацией, не подлежит дискуссии. Нет альтернативы и демократическом развитии Украины. Поэтому таким определяющим является формирование мировоззренческих позиций украинской интеллигенции, прежде всего гуманитарной. Сегодня происходит процесс формирования новых мировоззренческих ориентиров, идет переосмысление огромных пластов истории, отрабатываются и осмысливаются научные, культуре достояние прошлого и настоящего. Это непростые процессы, они нуждаются совокупной прогрессивной мысли и действия. Важно наладить эффективное взаимодействие образования, органов власти и местного самоуправления по вопросам формирования основных принципов новой образовательной политики. На этом тезисе сделал акцент Президент Украины, открывая 27 февраля текущего года совещание по вопросам образования. Знаковым является и то, что на этом совещании с участием Президента Украины, министр образования и науки Иван Вакарчук подчеркнул: «Образование в XXI веке имеет исключительную роль в создании гуманного мирового порядка со справедливым распределением экономических благ и демократической политической властью». Стратегические ориентиры в развитии украинского общества меняют требования к образованию и науке, определяют отрасль одной из приоритетных, а модернизацию образования — основой развития общества. Тезис о том, что образование и наука в Украине требует изменений — неоспорима. Во-первых, изменились цели современного образования. Ответ на этот вопрос дает международная комиссия ЮНЕСКО в докладе «Образование для XXI века», где сформулированы четыре основных принципа современного образования, согласно которым образование должно помочь человечеству научиться жить вместе, научиться познавать, научиться действовать, научиться жить. Насколько это актуально для Украины свидетельствует Указ Президента Украины «О проведении в 2008 году Года международного диалога в Украине». В плане мероприятий предусмотрено культурные обмены, культурно-художественные акции, научные исследования, конференции с привлечением художников, художников, писателей, творческих коллективов, работников образования и науки. Итак, трансформация образования требует решения, в первую очередь, таких задач: на основе новейшей образовательной политики осуществить модернизацию образования, которое должно взять очень быстро все передовое, что есть в мире; дальнейшее развитие гуманитарного пространства, гуманизация образования, усиление личностного измерения. Следует отметить, что идея гуманизации не является принципиально новой и для системы образования. Однако в современной системе образования гуманизация должна охватывать более широкие и глубокие пласты образовательного процесса, включая и его основы. Ориентация на человека, фундаментальные ценности, демократизация образования — ость те основы, на которых должна базироваться образование. Личность должна быть содержанием и главной целью системы образования. В гуманитарном пространстве на первое место должна быть поставлена человек. Как тут не вспомнить пророческие слова выдающегося французского мыслителя К. Леви-Стросса, что XXI век будет или веком гуманитарных наук, или не наступит вообще. Почему так категорично? Так как Гуманитарный измерение образования открывает перспективу подлинного демократизма образовательного процесса, предусматривает равноправный диалог между теми, кто учится, и тех, кто учит. Гуманизация образования необходима для утверждения нового мышления, ведь это существенно новые приоритеты в формировании содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса. Гуманитарная педагогика исходит из постулата, что все дети рождаются создателями. Вот почему главным в системе гуманизации образования является раннее выявление способностей личности и их целенаправленное развитие. За последние годы образование Украины сделала решительные шаги в направлении модернизации, интеграции в Европейское образовательное пространство. Это присоединение Украины к Болонскому процессу, и активное привлечение системы образования к разработке и воплощению личностно ориентированной образовательной парадигмы, и реализация компетентно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс, моделирование компетентного выпускника 12-летней школы. Значительные изменения происходят и в направлении создания национальной системы оценки уровней знаний, введение внешнего независимого тестирования выпускников общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, со времени присоединения Украины к Болонскому процессу Министерство образования и науки Украины инициировало вопрос о формировании нового перечня отраслей знаний, бакалаврских программ профессионального направления вместо действующего перечня направлений и специальностей подготовки специалиста, приблизить ее уровень с европейскими требованиями и уравновесить статус выпускников педагогических и классических университетов. Это далеко не полный перечень реальных шагов, которые в последние годы последовательно осуществляются в системе образования Украины. Однако он свидетельствует, что отечественное образование направляется на утверждение общеобразовательных ценностей, стимулирование инноваций для дальнейшего развития системы. Образование Донетчины является составляющей общегосударственной системы Образовательно-педагогические изменения в региональном масштабе происходят в контексте как обще цивилизационных трансформаций, так и региональных поисков и положительных достижений. Важно отметить, что составляющими комплексной системы областной образования как социокультурного феномена является гуманистическая триада современной философии образования: Человек — Образование — Культура. Базовыми компонентами и принципами модернизации регионального образования является гуманизация и демократизация. Показано, что в концептуальных основах основного нормативного документа — Программа «Образование Донетчины. 2007—2011 годы» определены следующие приоритеты развития образования Донецкой области: ориентированность региональной образовательной политики на создание системы образования , способной обеспечить высокое качество с максимально возможной доступностью; взаимодействие государственных и общественных институтов образовательной политики, профессиональных, творческих союзов и ассоциаций, их направленность на развитие образования с учетом региональной специфики и имеющегося потенциала; внедрения инноваций в образование как условия обеспечения ее качества от дошкольного и в течение всей жизни человека; содействие расширению жизненной компетентности учащихся, появление новых мотивов учения, самоорганизации и самореализации личности; комплексная реализация оздоровительной и культуротворческой функции образования; создание высокотехнологичной информационной системы образования; интеграция образования и науки, содействие инновационной деятельности в учебных заведениях области всех уровней аккредитации и форм собственности. Система образования области направлена на обеспечение оптимальных условий функционирования отрасли, создания системного механизма, саморегуляции, выбора стратегических направлений развития. Такими стратегическими направлениями развития являются: внедрения компетентно ориентированного подхода в образовании как основы формирования жизнеспособной самодостаточной личности школьника и студента;

Обсуждение закрыто.