Технология «чтение и письмо для развития критического мышления» (чпкм)

Технология "Чтение и письмо для развития критического мышления «(ЧПКМ) Программа» Чтение и письмо для развития критического мышления "(ЧПКМ) является совместным предложением Международной ассоциации читателей и университета Северной Айовы по итогам института открытого общества Джорджа Сороса и Национального фонда Сороса. Это совместный проект педагогов всего мира. Цель такого сотрудничества — разработать и предложить школе учебные методики, развивающие критическое мышление учеников любого возраста, на материале любого предмета. Предлагаемая методическая система содержит концептуальную базу, которую можно реализовать в любом классе во время преподавания любого предмета. Система предлагает такой подход к преподаванию, который приучает учеников к критическому анализу, формирует собственное мнение, учит корректном скептицизма, сопоставлению информации с противоположных точек зрения, разработке системы доказательств в поддержку определенной точки зрения, учит тщательно исследовать новую информацию , просеять ее, оценивать новые идеи, решать, что важно, а что нет, определять общую ценность новых знаний на основе собственных потребностей и целей. Начало технологии ЧПКМ — обработки информации, конец — принятие решения. ЧПКМ — это интерактивные стратегии, погружают учеников в настоящий процесс умения. Обучение учащихся является эффективным, когда они будут использовать целый репертуар мини стратегий мышления, а не одну из них. Чтобы научить учеников мыслить критически, надо, чтобы учитель осознал необходимость активного участия учащихся в процессе обучения. Очень часто ученики пассивно сидят на уроках, слушая учителей, механически записывают, а потом бездумно отвечают на вопросы, репродуцируя все то, что им «надиктовал» учитель. Они рассматривают знание, как нечто застывшее, что надо просто вложить в голову. Такие ученики не будут мыслить критически, пока учителя "не создаст творческой атмосферы, которая будет способствовать активному привлечению учащихся к процессу обучения. А для этого надо разрешить ученикам свободно рассуждать, предполагать, устанавливать их очевидность или бессмысленность. Когда дети поверят, что их мнения ценны, а то, что они думают, говорят, важно не только для них самих и каждому из них разрешено сказать: «Я не согласен», «Я думаю иначе», тогда они смогут полностью включиться в процесс критического мышления и станут готовыми взять ответственность за собственное мнение. Предлагаемая методическая система — универсальна. С ее помощью учитель может привлечь всех учащихся класса к активному приобретению знаний, к творческой деятельности, где все ученики становятся учителями, а класс — деятельной общиной тех, кто учится. В технологию ЧПКМ входят следующие стратегии: тренировки; сенкан; титаник; отметки; ЗХВ; кубирования предсказания; карусель; круга вена; сетка Алверманна; портфель оценивания; шпаргалка; работа в парах; трехступенчатая интервью; парное чтения; нарушена последовательность; дневник двойных заметок. гронирования Министратегия для подведения итогов изученного, способ графического изображения новых знаний. Хорошо применяется в небольших группах. Забирает немного времени. НЕ перегружает учителя построением диалога на уроке. Вид тренировки на этапе накопления фактов Дискуссионная сетка Алверманна Дискуссионная сетка Алверманна используется для обучения учащихся дискуссии. Записать в первую и третью колонки аргументы в защиту тезиса и против нее. Нужно записать как можно больше аргументов.

Аргументы «ЗА» Тезис Аргументы «ПРОТИВ»
1 1
2 и т. д. 2 и т. д.
После того, как аргументы исчерпаны, начинают последовательный защиту каждого из них. Выступление ученика длится не более 1 минуты. Выводы делает и группа учащихся, которая имела больше аргументов. Сенкан Министратегия для обобщения изученного, очень сжатого обобщения знаний учащихся об исторических событиях, творчество писателей, литературные образы, явления природы и тому подобное. Имеет четкую структуру. Это 5-строчный стих, который отвергает любую второстепенную информацию. Его структура такова: 1. Существительное — одно слово. 2. Описание существительного двумя прилагательными. 3. Действие прилагательного передана тремя глаголами. 4. Создается предложение с 4 слов. 5. Вывод пишется одним словом — существительным. Круги Вена Министратегия для обучения учащихся сопоставлению, сравнению, нахождение общих черт, явлений, признаков в образах литературных героев, творчества писателей, исторических деятелей, явлениях природы, свойствах геометрических фигур и т. п. На образце в центре записаны общие признаки лиственных и хвойных лесов, а слева и справа — &Bdquo; отличительные признаки. Титаник Стратегия, в которой использован игровой элемент. Воображаемая ситуация катастрофы на пароходе «Титаник», когда спастись может только 1 человек из всех «пассажиров». Надо доказать права только одного человека на спасение. Это делается двумя вариантами: 1 вариант — учащиеся класса делятся на группы адвокатов и судей, которые обвиняют и оправдывают «пассажиров». 2 вариант — сами пассажиры по очереди доказывают свое право на спасение. «Пассажирами» могут быть на уроке истории — политические деятели, руководители, полководцы, гетманы, вожди; на уроке физики — изобретатели, ученые; на уроке литературы — литературные герои, персонажи. Метки Эта министратегия помогает осознавать текст, выделять в нем известное, неизвестное, интересное, «сортировать» материал. В процессе чтения текста учащиеся делают на полях пометки «+» — известна информация, «—» — новая информация, «?» &Mdash; непонятная информация, «!» &Mdash; что удивило, смутило. После этого заполняется табличка в тетради, в которую заносятся записи с обработанного текста. Это приучает к эффективной самостоятельной работы с текстом.

«+» известна информация «-» новое «?» непонятное «!» что удивило
ЗХВ Министратегия, которая помогает развивать познавательные интересы учащихся, стимулировать их интерес к изучению нового материала. На начало изучению новой темы ученики записывают в таблице то, что им уже было известно из новой темы в колонке с буквой 3, то есть «Знаю». Далее в колонке под буквой X — «Хочу знать», в последней колонке под буквой — «Изучи»

Знаю Хочу знать (знать больше) Изучу (над чем работать дополнительно)

Обсуждение закрыто.