Педагогические условия использования краеведческого материала на уроках в начальных классах часть 2

Такое разнообразие задач поможет школьникам лучше узнать родной край, сформировать заинтересованность природой людей других регионов страны, желание экономно относиться к ее богатствам. Удачно применен краеведческий материал на таком уроке способствовать развитию восприятия, наблюдательности, сознательного запоминания, припоминания и воспроизведения материала, творческого воображения, самоконтроля, умению опридиляты внимание ее устойчивость, эмоционально — чувственной сферы, в частности развития таких чувств как эстетические, моральные и интеллектуальные. Отметим, что в процессе подготовки учащиеся работали с различными источниками школьного краеведения: школьными учебниками и пособиями, региональной прессой, сообщениям местного радио, собственной библиотекой, и др. Все это формирует интерес к учебно-воспитательного процесса в целом. На заключительном этапе нашего экспериментального исследования с целью проверки эффективности предложенной нами методики и ее влияния на качество знаний младших школьников, был проведен контрольный срез знаний в экспериментальном и контрольном классах. Контрольные задания было сложно аналогично тем, которые применялись на этапе констатирующего эксперимента и проводились по его схеме (см. Приложение Е) Да для установления влияния краеведческого материал) на глубину и полноту знаний об окружающей природе, ученикам были предложены задания на определение фауны и флоры территории той местности, на которой они проживают. Дети должны были назвать растительный мир своего региона, указать наиболее распространенных птиц, живущих в лесах, на лугах и "полях и дать краткую им характеристику, названы основные меры борьбы народа против экологического загрязнения и привести приборы животных, занесенных в Красную книгу Украины. Результаты проверки знаний учащихся о природе родного края представлены в таблице 2. Таблица 2.2. Результаты контрольных заданий по краеведению (определение уровня знаний учеников,%)

Классы b> Всего учеников Уровни знаний
высокий средний Низкий
Экспериментальный (3-А) 36 30% 68% 2%
Контрольный (3-Б) 34 10% 50% 40%
Данные таблицы свидетельствуют, что высокий уровень имеют 30% экспериментального и 10% контрольного, средний — соответственно 68% и 50% и низкий — 2 % и 40%. Как видим, качество знаний учеников экспериментального класса значительно выше, чем у учащихся контрольного класса. Основная задача нашего исследования мы видели в том, чтобы при комплексном подходе углубить понимание детьми взаимосвязей в природе, взаимозависимости между ее объектами и явлениями. Кроме того, мы хотели показать, как влияет использование краеведческого материала на развитие познавательной сферы младшего школьника, его наблюдательности, а также как нужно подбирать этот материал в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психического развития. Одной из дидактических условий эффективного использования краеведческого материала является целенаправленное и системное планирование урока «Я и Украина», что обеспечивает непрерывность процесса усвоения и углубления знаний младших школьников о природе. Анализ контрольной работы и анкетирования показали, что дети допускают ошибки когда — поверхностно владеют краеведческим материалом; — теоретический материал связывается с практической деятельностью, проилюстровують конкретными примерами из жизни; — нужно установить взаимосвязи между несколькими предметами и явлениями природы; — работа имеет форму самостоятельного исследовательского характера; — нужно обосновать ответ, осуществить такие логические операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение; — решают задачи творческого содержания. Разработанная экспериментальная методика позволила 20% учащихся младшего школьного возраста получить базу для перехода на высокий уровень, при этом на 38% увеличилось количество респодентов, которые достигли уровня среднего. Основными научными результатами нашего исследования выступает разработана и обоснована методика работы, ядром которой является краеведческий материал, а также определение педагогических условий его использования в учебно-воспитательном процессе. Выводы Проведенное исследование показало, что повышение качества знаний учащихся начальных классов из-за использования краеведческого материала правомерно рассматривать в качестве эффективного подхода к решению проблемы совершенствования учебно воспитательного процесса в современных условиях начального звена образования. В совершенном исследовании было изучено состояние проблемы в педагогической теории и школьной практике, уточнено содержание школьного краеведения, его составляющие, установлено функции, принципы и источники педагогически краеведческой информации. В исследовании определено, что основными дидактическими условиями, которые обеспечивают эффективность использования краеведческого материала на уроках начального звена образования являются: — соблюдение критериев: научности, доступности, многофункциональности, эмоциональной насыщенности и личностной значимости для учащихся; — использование краеведческих сведений должен осуществляться систематически и целенаправленно; — необходимость учета развития психических познавательных процессов младших школьников, специфики учебных предметов; — опирания на познавательную активность ученика. Очень важным фактором при использовании краеведческого материала есть такие приемы работы как: рассказ, беседа, наблюдение, чтение краеведческо-познавательных статей, просмотр аналогичных телефильмов. Все они занимают не последнее место и не лишают школьников живого общения с родной природой, памятниками культуры и архитектуры и тому подобное. Выдающуюся роль предоставлено характеристике психологических особенностей младшего школьника и обоснованию ее учета при подборе и применении краеведческого материала.

Обсуждение закрыто.