Методика проведения уроков по внеклассного чтения

Курсовая работа Методика проведения уроков по внеклассного чтения Содержание I. Вступление. 3 II. Методика проведения уроков по внеклассного чтения. 5 1. Задачи и содержание внеклассного чтения. Требования программы. 5 2. Связь классного чтения с внеклассным. 10 3. Руководство внеклассным чтением. 12 4. Уроки внеклассного чтения на подготовительном этапе. 16 5. Уроки внеклассного чтения на начальном этапе. 22 6. Уроки внеклассного чтения на основном этапе. 26 7. Библиотечные уроки. 34 III. Вывод. 38 IV. Литература. 40 V. Приложение. 41 И. Введение Возрождение государственности в Украине поставили перед начальным звеном образования новые проблемы обучения и воспитания. В центре внимания современной национальной школы должен быть человек, его духовный мир, творческие способности, высокие моральные качества. Выпустить такие личность возможно благодаря новым подходам к преподаванию литературы в школе, начальной частности. Духовное возрождение украинского народа невозможно представить без животворной воздействия художественной литературы на формирование национального самосознания, потому что именно литература является одним из активных факторов общественного воспитания — совести, морали, общечеловеческих ценностей, интеллигентности. Изменения во всех сферах общества непосредственно влияют и на литературное образование школьников. Иначе быть не может, ведь литература — это отражено в художественном слове жизни человека и общества со всеми сложностями и проблемами. Поэтому чтение книг в системе воспитания особенно остро встал в последние годы. Социологи, родители, учителя отмечают, что ученики стали меньше читать, часть из них считает чтения «непродуктивной тратой времени», предлагает процесс чтения «то механизировать», предпочитает экранизированным версиям произведений. Но, детская художественная книга — это особый мир, который юноша читает и постигает и умом, и сердцем. Очень важно, чтобы книга вошла в его жизнь как можно раньше, потому что она не заменима в выработке внимания, сосредоточенности, в воспитании душевности, нравственности ... Одновременно привития учащимся интереса к чтению. Желание постоянно обращаться к книгам, стремление научиться читать их самостоятельно обеспечивают не менее важный аспект учебно-воспитательного процесса в школе — образовательный. Такая функциональная многогранность воздействия художественной книги на учеников требует квалифицированного и системного подхода к работе с ней как в школе, так и в семье. Книга может и должна выступать средством духовного общения родителей и детей не только младшего школьного, но и подросткового. юношеского возраста. Детское чтение играет большую роль в жизни детей, гораздо большую роль, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие детей из книг, которые дети читают, они черпают определенное миропонимание, книги производят в них определенные нормы поведения. Очень много сделано на пути приобщения детей к книге, чтению совсем не может считаться решенной. Учиться читать и воспринимать прочитанное нужно из школьных лет. Мы исходим из того, что чтение — это деятельность, это поиски истины, которые не в готовом виде ждут читателя. Составляя новые учебники по литературе и чтению. Стоит в первую очередь провести социологическое исследование: что действительно читают дети, которых волнует, а что они внутренне отрицают. Обобщая многогранный опыт своей производственной и культурной деятельности, человек с помощью книги передает этот опыт следующим поколениям. Из книги человек узнает по великие открытия и изобретения, о борьбе человека с природой и завоевания власти над ней. Книга дает не только знания, и способствует воспитанию полноценной, всесторонне развитого человека. Книга является источником духовного обогащения ребенка. В. А. Сухомлинский писал: "Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживание его чувств, души, мыслей, переживаний есть красота и величие, сила и выразительность родного слова. Роль этого средства в начальной школе, где встреча с новым явлением окружающего мира пробуждает в сердцах детей чувство удивления, невозможно переоценить ". Чтение помогает найти в книгах тяговые явления жизни. Дать им оценку, сопоставить с окружающей действительностью, прививает любовь к книге. Школа и учитель воспитывают у детей любовь к книге, к печатному слову, обучают учеников читать книги, умело пользоваться ею. ИИ. Методика проведения уроков с внеклассного чтения. 1. Задачи и содержание внеклассного чтения. Требования программы. Для ученика младшего школьного возраста общение с литературным произведением должно приносить радость, удовольствие. «Книга должна стать для каждого воспитанника», — писал В. А. Сухомлинский, — другом, наставником и мудрым учителем. Я видел важное воспитательное задача в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились остаться наедине с книгой, стремились к размышлениям и соображений ... Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно лишь при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность ". Вот почему с первых дней пребывания ребенка в школе значительное место в учебно-воспитательном процессе занимает работа с детской книгой, умела организация уроков внеклассного чтения. Здесь не обойтись без науки, и прежде всего методической науки. Методика обучения чтению — это раздел методики родного языка, то есть органическая часть науки о том, как наиболее экономно, разумно и продуктивно построить процесс работы с литературным произведением, как приобщить ребенка к самостоятельному общению с книгой. Современный младшего школьника надо научить не просто читать (раскодировать текст), а читать книги, учить видеть в них собеседника, научить «разговаривать» с ними, откликаться на их мысли, поступки. Разобраться в этом ребенку должно помочь учитель, хорошо владеет методикой чтения и методике передачи своего умения общаться с книгой детям. Какие же условиях и методических установок должна придерживаться учитель, чтобы научить ребенка читать книги? По нашему мнению таких 1. Воспитывать интерес к книге надо с первого учебного дня. 2. Материалом, объектом должно быть только художественная детская книга в обычном оформлении. 3. Работу с детской книгой проводить один раз в неделю (20-25 минут от урока обучения грамоте), лучше в оговоренный день. 4. Соблюдать соответствующей методической системы в построении занятий. 5. Учить думать над книгой к чтению и в процессе чтения. 6. Помочь ребенку полноценно воспринять литературное произведение. Методически организационная структура занятия с детской книгой — это постоянное творчество учителя и учеников, это интересные и нестандартные средства и формы работы. Вместе с тем это все-таки структурированное занятия. Внеклассное чтение — составная часть школьного предмета, называется чтением. Это разновидность чтения, которому рядом с классным чтением отведено отдельное место в системе начального образования. Его цель — сформировать у учащихся устойчивую потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать книги, опираясь на знания и навыки, полученные на уроках обучения грамоте и классного чтения. Эта цель продиктована самой жизнью: «Школьники, которые ничего, кроме учебника, не читают, очень этажного овладевают знаниями».

Обсуждение закрыто.