Развитие грамматического строя речи детей отношении лексических программных тем

Развитие грамматического строя речи детей отношении лексических программных тем Как рационально разделить функции между логопедом, дефектологом и воспитателями в вопросе лексико-грамматической работы? Что брать за основу занятий, чтобы их результативность была самой? Логопед не должен ограничивать лексику занятия по формированию грамматического состава языка никоим обобщающим понятием (профессии, мебель, посуда, птицы и др.), А тем более выносить это понятие как тему. Таким образом исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка может пополняться без ограничений, расширяет познавательные рамки занятия. Темой занятия логопеда при таком подходе становится одна из лексико-грамматических категорий, требующих коррекции у детей с СНМ. Дефектологи и воспитатели занимаются расширением лексического запаса воспитанников в процессе занятий и всех режимных моментов (сборы на прогулку, игры, прогулка, подготовка к занятиям, дежурства и др.). Пополнение, уточнение и активизация словаря на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим целесообразно осуществлять в соответствии с лексических тем, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения по формированию грамматического состава языка. При изучении грамматических категорий не нужно, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в составе услышанных фраз, а также воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные педагогом. Словарную работу на занятии по развитию речи необходимо вести в нескольких направлениях: предмет, признак, действие. Основные лексико-грамматические упражнения подбираются следующие: — Подбери признаки — Подбери действия — Подбери предметы к признаков и действий — Подбери родственные слова — образует признаки от предметов — образует признаки от действий Кроме того, на занятии используются специальные упражнения в этой темы (словообразование и словоизменение). Приведем несколько примеров распределения лексического материала и специальных упражнений по темам программы. Домашние и дикие животные Лексика Предметы: названия животных, их детенышей, рога, копыта, шерсть, грива, мех, иглы, кожа, лес, ферма, берлогу, нора, дупло, конюшня. Действия: бежать, идти, лежать, спать, рычать, мычать, кусаться, пищать ... Признаки: лохматый, бурый, пушистый, сильный, хитрый, косолапый, хороший, хищный, рыжий ... Лексико-грамматические упражнения Подбери признаки: Медведь — огромный, сильный, косолапый, бурый ... Подбери действия Медведь — ходит, переваливается, спит, лежит, идет, ревет ... Подбери родственные слова: Медведь — медведица, медвежонок, медвежий. образуют признаки от предметов Волк — волчий, волчья образуют признаки от действий Спать — спящий, зимовать — зимующий . Специальные упражнения Названия детенышей (суффиксальное словообразование): Мышь — мышонок, слон — слоненок Названия ласково (суффиксальное словообразование): Кот — котик, собака — собачка «Чей хвост, следы и т. п.» (Образование притяжательных прилагательных): Коровий, волчий, заячья и т. п. Образование множественного числа существительных: Тигр — тигры, лошадь — лошади и т. п. Дидактические игры — «Чей хвост?» — «Кто живет?» — «У кого кто?» (Детеныши животных) — «Чья шуба теплее?» — «1-2-5-9» (соотнесение количественных числительных с существительными) — «Путаница» (деформированные предложения) — "Большой — маленький " Одежда и обувь Лексика Предметы: шелк, кожа, мех, шерсть , шуба, пальто, плащ, куртка, рубашка, футболка, платье, свитер, сапоги, халат, тапочки ... Действия: шить, пришивать, плести, носить, стирать, гладить ... Признаки: шелковый, модное, красивая, нарядная, новые, меховое ... Лексико-грамматические упражнения Подбери признаки: Платья — новое, нарядное, модное, красивое ... Подбери действия Платья — лежит, висит Подбери родственные слова Обувь — обувной, обуваться Подбери предметы к признакам: Шерстяной — свитер, платок, шарф образуют признаки (от предметов) Шелк — шелковый, шерсть — шерстяной образуют признаки (от действий) Шить — шит, плести — плетеный Специальные упражнения Суффиксальный словообразование притяжательных прилагательных (чей ?, чья ?, чье ?, чьи?) мамино, папино Образование приставочных глаголов: расстегнуть — застегнуть, одеться — раздеваться Применение местоимений: мой, моя, мое, мои Составление предложений по образцу Мама стирает платье . Мама стирает рубашку . Мама стирает чулок и. Дидактические игры — «Ателье» — «Магазин» — "Что из чего ? " — «1 -2 — 5» (соотнесение количественных числительных с существительными) Мебель Лексика Предметы: различные виды мебели (по их назначению), завтрак, обед, ужин, журнал, книга, газета, гостиная, спальня, кухня ... Действия: накрывать , вытирать, обедать, завтракать, писать, готовить ... Признаки: деревянный, обеденный, красивый, большой, новый ... Лексико-грамматические упражнения Подбери признаки: Стол — новый, деревянный, хороший, обеденный Подбери действия Шкаф — открывается, стоит Подбери предмет признакам: Журнальный, деревянный, хороший — стол образуют признаки (от предметов) Журнал — журнальный, платье — платяной, дерево — деревянный образуют признаки (от действий) Открывать — открытый, обедать — обеденный Специальные упражнения Образование относительных прилагательных: Деревянный, книжный Суффиксальный словообразование Стол — столик, полка — полка Применение пространственных предлогов на, в, под, за На столе, под столом, по столом, в столе Применение падежных окончаний В шкафов и , под шкафов й , на шкафов и , за шкафов й Дидактические игры — «Что из чего?» — «Чего не стало?» — «Найди игрушку» — «Путаница» — "Запомни, положи» — «Обустроим квартиру»

Обсуждение закрыто.