Педагогические условия формирования любви к украинскому языку учащихся средних классов в внешкольное время часть 7

Часто используются во внеклассной работе интересные по форме проведения виды работы. Это различного типа соревнования, загадки, шарады, сказки, игры и тому подобное. Все они эффективны только тогда, когда содержательные, требуют применения знаний по языку, приуроченные определенной теме — теме внеклассного мероприятия, на котором практикуются. Среди интересных по форме проведения упражнений особого внимания заслуживают игры. Они в основном бывают частью внеклассного залива, но могут использоваться также как отдельно спланирован вид работы. Таковы настольные и другие языковые игры, проводимые учащимися в кабинете языка на перерыве и после уроков. Грамматических игр очень много. Учителю важно брать из них те, которые в определенных условиях, при обработке соответствующей темы дают максимальный эффект. Проверенными на практике есть игры-соревнования типа «Кто больше?», «Кто быстрее?» «Кто лучше?», «Добавь правильно» и др. Они представляют собой упражнения на подбор, дописки или устное добавления частей слова или целых слов. Элементы соревнования, внесены в методику проведения упражнения активизируют и заинтересовывают детей. Подбора, изготовления, а нередко и составления языковых игр требует от учителя большой затраты времени, однако эти затраты сторицей окупятся прочными знаниями учеников. Достаточно ценными с точки зрения усвоения знаний является языковые шарады. Разгадывая их, ученик выполняет целый ряд логических операций, применяя знания из различных разделов школьного курса украинского языка. Так, решения шарады "Сложный наречие: 1) префикс которого однозвучный с таким в слове прибыл 2) первая основа — с атрибутивным местоимением среднего рода, 3) вторая — с наречием, образованным от прилагательного людный 4) целое — синоним слова публично "требует определения в слове прибыл префикса; припоминания определительных местоимений и выделения из них местоимений среднего рода; сопоставления наречий на — о с прилагательными, от которых они образованы; сравнения синонимов публично и публично . Наряду с проведением языковых игр стоит практиковать составление их учениками. Хорошие результаты дает создание языковых загадок, шарад, кроссвордов, чайнворд. Ведь зашифровывая слово в загадке или шараде, ученики всесторонне анализируют его, а создавая чайнворд или кроссворд, углубляются в значение слов, учатся точно и кратко объяснять их. Материалы «интересной языка», безусловно, активизируют познавательную деятельность учащихся, вызывают стремление больше работать над определенными разделами науки о языке. И учителю следует помнить слова К. Д. Ушинского: "Не все может быть интересным в обучении, а обязательно и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что ее интересует, но и то, что не интересует, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготовите ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности интересны ". О целесообразности введения и эффективность языковых игр надо говорить в связи с соответствующим возрасту и развитием учащихся. Чем младшие школьники, тем шире должны вводиться языковые игры. В внеклассной работе учащихся старшего возраста роль их снижается. Учеников старших классов должно интересовать в основном содержание, языковые вопросы, которые рассматриваются, и четкость и ясность выяснения их. Здесь чаще слушаются и обсуждаются самостоятельно подготовленные учениками доклады, рефераты, анализируются языковедческие труда. Очень близко к языковых игр стоят языковые задачи. Решение их способствует выработке навыков анализировать текст, применять знания на практике. Особенно хорошие результаты дают «задачи» из лексики и стилистики. Например: "Найдите слова-омонимы, имеющие форму. именника женского рода именительного падежа единственного числа и используются главным образом в следующих значениях: а) вид простой домашней мебель б) боевой порядок сплошной массы людей в) расплавленная масса, извержений вулкана г ) большой убой в шахте со сплошной системой разработки каменного пласта «или» Найдите ошибку в предложении Большое значение играла в его воспитании литература . Передайте мнению правильно в двух вариантах, употребляя слова играла и должна ". Поскольку речь учеников еще часто бедная, они редко прибегают к синонимического богатства, не употребляют ярких, эмоционально окрашенных фразеологизмов, во внеклассной работе в основном предлагаются задачи по лексике и стилистике. Решение их способствует совершенствованию навыков точно и ярко выражать мнение, внимательно контролировать свою речь с точки зрения словоупотребления и стиля. Чтобы заинтересовать учеников внеклассной работой по языку, на практике ее проведения широко используются наглядные пособия. Красиво оформленные таблицы с интересными вопросами, конкурсными заданиями, высказываниями о языке, языковыми кроссвордами, чайнворды привлекают к себе внимание учеников, привлекают их к работе над языком. Так же влияют на возбуждение у учащихся интереса к лингвистике выставки, посвященные языку. Для них в кабинете или вестибюле должно быть специально оборудована витрина. Выставки словарей, интересных книг о языке, образцов деловая бумаг, конкурсных работ, ученических тетрадей и др., Без сомнения, расширяют языковой кругозор и общее развитие школьников, интересуют их вопросами языка. Надлежащее место в организации и проведении внеклассных мероприятий по языку должны занять технические средства обучения. Важнейшим из них является, очевидно, магнитофон. В магнитофонной записи ученики прослушивают отдельные сообщения, чтение, например, стихов или рассказов о языке, записей радио — и телепередач, посвященных вопросам языка, выразительных рассказов и тому подобное. По магнитофонной записи можно давать практические задания (например, на выявление орфоэпических или лексических ошибок), проводить анализ рассказа (например, выступлений участников конкурса; рассказчиков или чтецов) и др. Магнитофон применяется в краеведческой работе, когда юные исследователи собирают материал по диалектологии или топонимики. При кабинете должна быть создана фонотека, большая часть материалов которой собирается и используется при внеклассной работы. В разных отделах фонотеки постепенно накапливаются записи радиожурнал «Слово о слове», высказываний о языке, выступлений ученых-языковедов, писателей; задания для внеклассных занятий, собранные учениками краеведческие языковые записи и др. В методической литературе находим советы по использованию во внеклассной работе диафильмов и кинофильмов. Эти технические средства служат в основном для возбуждения интереса учащихся при работе над развитием речи. Большая роль во внеклассной, работе с языка принадлежит школьному радио. Интересные передачи о родном языке и речи мира, сообщения об истории отдельных слов и фразеологизмов, о культуре речи учащихся школы и др., Без сомнения, принесут большую пользу.

Обсуждение закрыто.