Условия координации научных исследований в учреждениях последипломного педагогического образования часть 2

Условия координации научных исследований в учреждениях последипломного педагогического образования в условиях децентрализации управления В условиях децентрализации управления для деятельности учреждений последипломного педагогического образования, с одной стороны, сложились благоприятные условия для стимулирования творчества в научной деятельности, обеспечение научных исследований актуальных проблем последипломного педагогического образования с учетом специфики региона. С другой стороны, актуализировались проблемы обмена информацией, согласования тематики и соответствующего понятийного аппарата научных исследований. Анализ направлений научной деятельности институтов последипломного педагогического образования показывает насущную необходимость ее координации. Так, в частности, анализ тематики научных исследований по проблемам психологии в образовании, которая была предоставлена областными ИППО, свидетельствует, что в ней можно выделить 4 основных направления. Аналогичная картина наблюдается и в третьем разделе — «Психологические проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях». Здесь только одно исследование посвящено проблемам последипломного образования воспитателей дошкольных учреждений, в то время, как педагогические кадры учреждений ПТУ, высшей школы, школ нового типа, домов творчества остались без внимания исследователей. Не привлекло внимания исследователей актуальна для последипломного образования проблема психологического обеспечения дистанционного обучения. Практически не освещена также проблема психологического сопровождения обучения в системе последипломного образования. В разделе «Социально-психологические проблемы организации деятельности психологической службы в образовании» в основном рассматриваются вопросы подготовки практических психологов к организации деятельности психологической службы, при этом не рассматриваются важные аспекты функционирования психологической службы в образовании, например, вопросы психологического сопровождения управленческой деятельности, психологического консультирования управленцев и т. д., хотя анализ результатов диагностики знаний слушателей указанной категории на курсах повышения квалификации ЦИППО свидетельствует о недостаточном уровне осведомленности практических психологов в данных проблемах. незначительной также тематика научных исследований по психологическим проблемам управленческой деятельности, хотя именно психологическое обеспечение управления в образовании является одним из ключевых факторов повышения эффективности его деятельности. Следует отметить, что далеко не все ИППО вообще ориентированы на исследование научных психологических проблем в образовании (всего 15 ИППО вообще представили тематику научных исследований психологических проблем в образовании), причем некоторые темы дублируются, а важные психологические вопросы последипломного педагогического образования остаются практически нераскрытыми. Аналогичные проблемы были выявлены и в анализе научных исследований по управленческих, педагогических проблем и тому подобное. Итак, проведенный анализ свидетельствует об актуальности решения проблемы координации научной деятельности ИППО в целом и по психологическим вопросам в частности. Вместе с тем в научной литературе практически отсутствуют исследования, в которых раскрывались бы механизмы координации научных исследований по актуальным проблемам последипломного педагогического образования. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показывает, что несмотря на отсутствие научных исследований, непосредственно посвященные проблеме координации научных исследований институтов последипломного педагогического образования, можно выделить ряд положений, которые было бы целесообразно использовать в разработке модели координации научной деятельности ИППО в условиях децентрализации управления. Так, в частности, речь идет о цель координации — согласование действий всех компонентов системы научной деятельности ПВО; — преодоление дублирования, параллелизма содержательного, временного и научно-методического характера; задачи: — рациональное объединение научной деятельности всех организаций образования на теоретическом, психолого-педагогическом, административном, в-культурном уровне; — интеграция в учебные планы ИППО новых направлений научных знаний; — создание совместных программ; — создание единого понятийного аппарата; — обеспечение четкого взаимодействия и взаимосвязи на основе внедрения современных информационных технологий; принципы: — рефлексивного анализа (рефлексия как фактор детерминации научного познания); — обратной связи; — личностно-деятельностного подхода; механизмы: — критической рефлексии — управление и сознательный контроль со стороны критериев истинности или достоверности знания. Есть также целесообразным создание центра координации научной деятельности, который мог бы взять на себя следующие функции: информационную (координация потоков информации, среди которых можно выделить обобщенную информацию — рекомендации по координации, тематический план НИР, информационный материал с анализом научной работы ИППО в этом направлении, и специальную информацию о конференции, семинары, особенности деятельности подразделений — членов творческих групп, о профильных журналы, сайты, специальные рубрики); аналитически-оценочную — оценка результатов научной деятельности ИППО из проблем, оценка вклада каждого ИППО в решение проблемы (осуществляется по следующим видам информации: авторефераты диссертаций, методические рекомендации, сборники трудов, планы и отчеты творческих групп, планы конференций, семинаров, программы, пособия); исследовательско-аналитическую — ориентировочно в актуальных проблемах; консалтинговую — внедрение в практику результатов научной деятельности; планирования (обоснование цели, задач, модель решения научной проблемы); организационную; диагностическую; прогностическую (определяет, что необходимо в будущем); моделирующую (создает принципиально новые положения, модели, опыт); интегративной (объединение всех потоков воздействий на личность педагога, обеспечение ее целостного развития); корректирующую. Направлениями деятельности центра координации могут быть: систематизация материалов; аналитический отчет; распределение функций по ГДР, организационно-методической работы; анализ и обобщение результатов; распределение функций по пропаганде (внедрению результатов НИР). Как показывает анализ литературы, координация и интеграция ранее была отражена в следующих документах: координационно-тематическом плане НИР в системе; проблемно-тематических планах отдельных проблем; планах институтов; планах непосредственных подразделений. Аналогичные документы можно ввести, согласовывая деятельность центра координации и творческих групп.

Обсуждение закрыто.