Формирование профессиональных интересов у будущих специалистов

Реферат по педагогике Формирование профессиональных интересов у будущих специалистов Подростково-юношеский возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных способностей, формированием профессиональных интересов. Юноши и девушки начинают обдумывать свою будущую профессию. В процессе обучения их интересы распределяются с учетом способностей и практических навыков. В способах усвоения учебного материала познавательные психические процессы начинают приобретать качественно иной характеристики. В мышлении оказывается способность к абстрагированию, образование новых понятий. Устойчивый характер приобретают процессы внимания, памяти и интеллектуальная работоспособность. Юноши и девушки имеют склонность к теоретизированию с проявлением признаков личностного эгоцентризма. Так, наблюдая за сверстниками, приходим к выводу, что они, анализируя те или иные стороны окружающей жизни, не просто констатируют их, а стараются при этом показать свою позицию, личное участие в возможных изменениях этих явлений, проявляя своеобразие эгоцентризма юношеского мышления. Отношение юношей и девушек к будущей профессии, которое возникает еще в период подготовки к ней в процессе обучения в школе, должна рассматриваться как одна из составляющих психологических условий формирования профессиональных интересов у будущих специалистов. Потребность личности в определенной деятельности мы называем наклоном. О склонности мы говорим тогда, когда будущая работа уже нравится, молодому человеку, захватывает ее. Признаком наклона ученика к профессиональной деятельности являются интересы. В них проявляется познавательная потребность и познавательная направленность будущего специалиста на овладение профессией и связана с положительным эмоциональным состоянием. Поэтому своевременный, проявление интересов способствует профессиональному определению ученика и помогает осуществить профессиональный выбор. Для определения интересов личности могут использоваться специальные анкеты и опросники. Психологическая практика показывает, что иногда интересы и наклонности учащихся выражены неярко, а иногда, наоборот, настолько многочисленны, что трудно выделить главные от побочных, временных. В таком случае некоторую помощь психологу может предоставить проведения психодиагностического исследования уровня развития некоторых способностей.

Высокий уровень развития способностей можно рассматривать как показатель склонности к определенному виду деятельности, может служить свидетельством присутствия наклона к ней. Непосредственный проявление профессиональных интересов, которые выступают основой профессионально направленной мотивации будущего специалиста и которые указывают на соответствующие наклонности, производится с помощью дифференциально-диагностического опросника (ДГО), предложенного Е. Климовим, в основе которого лежит психологическая классификация профессий . Сущность ее заключается в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда все профессии подразделяются на пять главных типов: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковые системы», "человек художественный образ ". Зная место профессии, выбранной учеником профессионального заведения в данной классификации, и основные требования к ней, психолог правильно и своевременно имеет возможность определить профессиональные интересы и склонности претендента на обучение. Для определения профессиональных интересов и склонностей можно применять, кроме методики ДГО Е. Климова и методику «Карта интересов». Чтобы получить интегральные показатели, данные обследования ранжируются по каждой характеристике двух приведенных методик. После этого определяются средние ранги объединенных показателей. Соответствие ряда показателей пяти направлений наклонов, которые определяются по методике ДГО Е. Климова, к ряду показателей наклонов по методике «Карта интересов» оформляется в таблицу.

Профессиональное направление наклонов по методике ДГО Е. Климова Человек-природа Человек — техника Человек-знаковая система Человек-художественный образ Человек-человек
Профессиональное направление наклонов по методике «Карта интересов» Геология и география, биология, химия, зоология Физика, электро — и радиотехника Математика Искусство Педагогика, филология, журналистика, юриспруденция, история, медицина, сфера обслуживания, военное дело, спорт
Ранговое место каждого из таких показателей, которые объединяют обе методики, обобщенно характеризует профессиональное направление наклонов ученика. Такая процедура несколько освобождает результаты опросов от случайностей, нередки из-за особенностей формулировки того или иного опросника или через настроение испытуемого во время эксперимента. Этот обобщенный показатель, на-нашу-мнению, указывает на широту и общую выраженность интересов. Успех в профессиональной деятельности в значительной степени определяется необходимым комплексом способностей. Однако интерес является стимулятором той деятельности, в которой данные способности проявляются, фильтруются и совершенствуются. В связи с этим профессиональный интерес может рассматриваться как своеобразный индикатор соответствующих способностей. Наблюдение авторов, проведенные за юношами и девушками, позволяют утверждать, что ученики старших классов школы и профессионального учебного заведения в своей непосредственной учебной деятельности больше обращают внимание на те предметы, которые определенным образом связаны с их интересами и приобретением будущей профессии. В процессе обучения в них формируются признаки того типа мышления, с которым в дальнейшем будет связана практическая деятельность. Ведь отличительной чертой развития интеллекта в юношеском возрасте является формирование определенного стиля мышления, отражающая способность к выбору и систематизации знаний. Например, ученик интересуется такими учебными дисциплинами, как информатика, украинский язык, имеет по этим предметам положительные оценки. Выбор им дальнейшей формы обучения связан с приобретением навыков профессиональной деятельности, где необходимо применение знаний, полученных в школе или учебном заведении. Так, формирование стиля мышления будущих секретарь-машинистки или оператора ЭВМ, электромонтера или слесаря по ремонту автомобилей будет осуществляться в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Все это создает предпосылки для формирования мировоззрения личности. Реализация профессиональных интересов и склонностей, применение знаний, способностей теоретического мышления на практике и формирование навыков предметной деятельности определяют следующую жизненную позицию молодого человека в осуществлении своих профессиональных. намирив. Таким образом, профессиональные интересы не просто выступают как цепочка наклонностей и стремлений, но и как система стимулов, выражает отношение личности к профессиональной деятельности, способствует развитию кругозора, приобретению профессиональных знаний, улучшают познавательную активность, вызывают стремление овладеть профессиональным делом, служат одним из важнейших условий творческого отношения к профессии.

Обсуждение закрыто.