Формирование принципов экспертной оценки деятельности общеобразовательных школ

Формирование принципов экспертной оценки деятельности общеобразовательных школ Постановка проблемы. Становление новой культуры оценивания в образовательном пространстве Украины сопровождается демократизацией и прозрачностью экспертных процедур, учетом запросов общественности, ростом приоритета самооценки учебного заведения, повышением требований к оценочных компетенций субъектов управления образованием и экспертов. Как подтверждает образовательная практика, экспертная оценка — это живой динамический процесс, который изменяется, уточняется, модернизируется, но при этом сохраняются и усиливаются его управленческие функции. Обеспечивая обратную связь между состоянием учебно-воспитательной деятельности школы и системой ее управления, экспертная оценка является рычагом повышения эффективности образовательной деятельности. Итак, сегодня для институтов последипломного педагогического образования, методических служб важна проблема учета методологических аспектов в процессе использования различных технологий оценки, их адаптация к региональным условиям и формирования методологических компетенций педагогических, управленческих и методических кадров. Важным в этом контексте дальнейшее исследование методологических аспектов образовательной экспертизы, в том числе развитие и уточнение содержания ее принципов. Методологическая проблема формирования принципов различных технологических аспектов в области педагогики школы стала предметом исследования многих отечественных ученых и ученых ближнего зарубежья. Принципы построения учебно-воспитательного процесса разрабатывали И. Д. Бех, В. И. Бондарь, В. П. Симонов, Ю. К. Бабанский, В. П.Беспалько. Ученые В. В. Олейник, В. И. Маслов, Г. В. Ельникова, Л. И. Даниленко, Л. М. Ващенко, В. С. Пикельна, Е. М. Хрыков развили в свои работах вопрос принципов управления образованием. В последние годы интенсивно активизировались научные исследования по формированию принципов отдельных технологий экспертного оценивания: научно-практических (С. Ф. Клепко, М. Д. Ярмаченко), педагогических (С. Д. Бешелев, В. А. Бухвалов, Ф. Гурвич, А. М. Ермола, Я. Плинер, В. С. Черепанов), гуманитарных (С. Л. Братченко), психолого-педагогических (В. И. Панов, А. В. Фурман, Ю. М. Швалб, В. А. Ясвин), диагностических (Л. Буркова, Е. А. Михайличев, А. И. Подласый, В. М. Шамардин), прогностических (Б. С. Гершунский, Е. М. Хрыков) , квалиметрических (А. Дмитренко, В. Ельникова, Е. В. Литвиненко, В. Д. Лобашев, И. В. Лобашев, Л. П. Одерий, В. В. Олейник) демократических (В. Б . Державин), общественных (Е. А. Руднев). Среди основных аспектов развития вопроса образовательной экспертизы можно отметить достаточно высокий уровень абстрагирования и обобщения исследований, что способствовало разработке моделей технологий экспертного оценивания, каждая из которых, в свою очередь, требует заключения соответствующих принципов, обусловленных практикой применения. Целью статьи является выделение и анализ основных принципов экспертной оценки в терминологическом и понятийном аспектах, исследования научных взглядов формирования принципов педагогических объектов, применение и выбор соответствующих принципов в практике экспертного оценивания деятельности учебных заведений в соответствии с предложенной модели технологии . Изложение основного материала. Соблюдение принципов в любой управленческой технологии является предпосылкой эффективности и объективности различных операционных процедур, средством повышения доверия субъектов управленческого воздействия. Понятие «принцип» является общеизвестным от лат. principium — основа, начало; центральное объяснения, особенность, положенная в основу или осуществления чего-либо. С точки зрения представителей педагогической науки, принцип — это то, что лежит в основе определенной совокупности фактов, теорий, науки (В. Бондарь); основное исходное положение какой-либо теории, учения, внутреннее убеждение человека, взгляд на вещи (Л. П.Одерий). В педагогических науках формирования принципов является методологической процедурой, которая является сложной и требует высокого профессионализма. Любое оценивания: мониторинговое, экспертное, диагностическое — невозможно без предварительного идеологического фундамента — системы принципов, определяющих ориентиры и определяют как особенности процесса, так и результаты исследования. "Принципы дидактики или научные принципы, — утверждает И. Бондарь, — означают требования к развертыванию знания в систему, в которой теоретические положения определенным образом связаны между собой и вытекают друг из друга; выполняют логическую функцию систематизации научно-теоретического знания, а также методологически эвристическую функции и выступают как исходные положения, общие требования к организации исследования или как конечный научный результат ... ". Л. П. Одерий замечает, что принципы выполняют функцию ориентиров, на основе которых можно сформировать определенные требования. Экспертная оценка как процесс измерения и процедура сравнения объектов по выбранным показателям также требует определения определенной системы принципов. На основе анализа научных источников можно выделить группы принципов в отношении следующего: форм экспертного оценивания (принципы аттестации, инспектирования, диагностирования), технологий экспертного оценивания (педагогических, психологических, научно-практических, диагностических, мониторинговых) и экспертной оценки четко очерченного объекта (урока , воспитательного мероприятия, системы управления или управления заведением и т. п.). С точки зрения М. И. Сметанский, аттестация строится на основе следующих принципов: — гуманизации (ориентация на интересы и потребности ученика); — демократизации (обеспечение атмосферы творческой инициативы, распределения прав, полномочий и ответственности между всеми участниками аттестационного процесса); — стандартизации — (соблюдение директив законодательных актов и разного рода стандартов — государственных и региональных); — видкритости — (доступности информации о ходе аттестационного процесса всем его участникам); — корпоративности — (переход от командно-административной системы управления к горизонтальной системы профессионального сотрудничества); — погоджености — (наличие субкультуры образовательного учреждения, в соответствии с которой строится аттестационная модель). Экспертиза как механизм аттестации также базируется на системе принципов. В частности Ю. М.Швалб для модели психологической экспертизы предлагает такие методологические правила (принципы): — полисубьектности — описание психологических структур и функций соответствующих субъектов с учетом деятельностных позиций людей; — взаимное отображения — предполагает учет такого: чем большее количество позиций будет учтено, тем сложнее будет описание; — додатковости — ориентирован на положения, ни деятельная позиция не может быть реализована сама собой без наличия других; — «включенности» — ориентирует на описание системы, анализируется, как подсистемы более общей системы. В. П.Симонов выделяет в отдельную группу принципы наблюдения учебного занятия (урока). По его мнению, к таким принципам относятся принципы невмешательства (нейтралитета), корректности, учета всех факторов учебного занятия, специфических особенностей учебного предмета и индивидуальных особенностей преподавателя. Причиной организации экспертизы деятельности школ является разработка модели технологии экспертного оценивания, в которую уже заложены определенные принципы: образования, управления образованием, управления учебными заведениями, управленческого оценивания и тому подобное.

Обсуждение закрыто.