Педагогические аспекты профессионального развития личности учителя в системе последипломного образования

Предложенная В. Г.Ивановим модель педагогической деятельности состоит из нескольких блоков: логико-методологического, психолого-дидактического и технологического. В логико-методологическом блоке отражено принципы построения модели, вместе с последовательностью операций в разработке модели деятельности учителя предусматривают следующее: 1) формулирование цели и конкретных задач моделирования; 2) сбор и систематизацию информации, определение ее достоверности и полноты; 3) выделение основных факторов, влияющих на изменение закономерностей деятельности. На наш взгляд, моделирование в системе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ должна базироваться прежде всего на синергетических принципах, обеспечивает прогнозирование и четкое формулирование стратегических целей, которые определяют эффективность процесса, определение тенденций, поскольку синергетический подход предполагает изучение процессов развития и саморазвития, особенностей процесса моделирования. Анализируя проблему проектирования личностно-профессионального развития специалиста, В. М. Гладкова выделяет Акмеологическая технологию как проект акмеологической системы, в которой имеются следующие компоненты: субъект и объект в процессе их взаимодействия; цели и задачи профессионального развития личности; содержание (сущность) развития и саморазвития профессионала; модель профессионала; организационные формы процесса развития личности профессионала и тому подобное. Основная идея созданной Н. В.Кузьмина теории совершенствования профессионально-педагогической деятельности заключается в том, что выпускник вуза должен стремиться к самосовершенствованию. Итак, в задачи педагогического образования входит формирование акмеологического подхода к творческой деятельности, стремление к профессионализму.
гостиница в Челябинске
Среди современных организационных моделей учебных заведений самыми распространенными являются те, которые ориентируют заведение на развитие, инновационную деятельность, например, организационно-образовательные модели, управленческие модели М. М.Поташника, Л. М.Карамушкы, Л. И.Даниленко. Отметим, что на современном этапе речь идет о Акмеологическая модель профессионального становления специалиста. Она проявляется на пяти уровнях: психическом, индивидуально-социальном, герменевтичному, символическом и экзистенциальном. Так, Г. С. Даниловой разработаны Акмеологическая профессиональную модель педагога, которая состоит из четырех компонентов: компетентности (совершенной), личностной ориентации (совершенной), морально-духовной культуры, акмеологической профессиональной позиции. Ведущими тенденциями развития национальной системы педагогического образования является обновление информации, сложность проблем. Это вызывает необходимость новых подходов к развитию последипломного образования — создание инновационной модели образования, которая призвана переориентировать учебно-воспитательный процесс системы последипломного образования на развитие личности. Рассматривая зарубежные подходы к развитию педагога-практика, отмечаем, что, например, в странах Западной Европы (Ирландии, Нидерландах) последипломное образование педагогов организуют институты базовой подготовки учителей. Такая организационная модель имеет свои преимущества в том, что способствует налаживанию эффективных связей между педагогическими учебными заведениями и школой, классом, где начинает свою педагогическую деятельность учитель-начинающий, и где он осуществляет свою профессиональную карьеру. В Материалах 45-й сессии ЮНЕСКО — Международной конференции по вопросам образования «Укрепление роли учителя в меняющемся мире: проблемы, перспективы и приоритеты» (1996 pик) — проблема последипломного образования педагогов рассматривалась в контексте стратегии развития в мировом педагогическом пространстве. Обзор научных источников по вопросу педагогических факторов, учитываемых в процессе создания эффективной системы повышения квалификации учителей, свидетельствует, что проблема учета андрагогический особенностей учителей еще не нашла достаточного освещения в научно-педагогической литературе, в частности не разработанным вопрос взаимодействия учителя-методиста (практика) и методиста системы повышения квалификации педагогов. Требует научного анализа проблема качества системы повышения профессиональной квалификации учителей, их профессионального развития в процессе повышения квалификации, а также обоснование и экспериментальная проверка сущностных характеристик модели системного профессионального развития учителей как предпосылки ее внедрения в процесс повышения профессиональной квалификации, обеспечение соответствующего уровня качества системы повышения профессиональной квалификации учителей, формирование креативных черт личности. Список литературы 1. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: сб. науч, тр. / Отв. ред .: Н. В.Кузьмина, Е. С.Гуртовой. — Вып. 2. — Москва; Шуя: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Шуйский государственный педагогический университет, 1999. — 191с. 2. Акмеология — наука XXI века: развитие профессионализма: материалы Второй Международной научно-практической конференции / наук. Изменить .: В. И.Перевозчиков. — К.: КГПУ имени Б. Д. Гринченко, 2008. — 496 с. 3. Буренко В. М. Роль преподавателя в создании благоприятных условий для обучения взрослых / В. М.Буренко // Теоретические вопросы образования и воспитания: сб. наук. работ. — К.: КНЛУ. — 2001. — № 17 — С. 179-181. 4. Варфоломеева А. В. Акме психотерапевта. Концепция профессионального развития: монография / О. В.Варфоломеева. — М.: Дом МПА — Пресс, 2003. — 223 с. 5. Гушлевська И. В. Изменение профессиональных функций и роли учителя: учитель как носитель общественных изменений / И. В.Гушлевська // Вестник последипломного образования: сборник научных трудов / ред. кол .: В. В.Олийник (гл. ред.) и др. — К.: Миллениум, 2006. — Выпуск 3. — С. 65-72. 6. Даниленко Л. И. Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности директора общеобразовательной школы: монография / Л. И.Даниленко. — Второй издание. — М .: Логос, 2002. — 140 с. 7. Данилова Г. Акмеологическая модель педагога / Г. Данилова // Образование и управления. — 2005. — Т. 8. — число 3-4. — С. 82.

Обсуждение закрыто.