Развивающее предметно-игровую среду часть 2

В старших возрастных группах необходимо применять различные материалы, которые способствуют овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия по цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы, головоломки. Так же используют материалы, стимулирующие развитие познавательной активности детей — детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, детские журналы, альбомы. Обязательно выделяется место для дидактических игр математического содержания причем таких где дети могли проявлять самостоятельность в выборе материала. Не забываем и о предметах для опытно-поисковой деятельности — магниты, увеличительное стекло, пружины, веса, мензурки, большой выбор природных материалов. В общем, любое среда должна обеспечивать развитие творческих компонентов мышления детей, давать им возможность свободно манипулировать объектами, конструировать различные модели видение мира, решать творческие задачи. В этом ракурсе вернемся к понятию «универсальная игровая зона». Речь идет о помещении с очень высокой степенью трансформации и разнообразным предметным наполнением. В пределах этой зоны могут разворачиваться тематические подзоны: игровая, спортивная, экологическая. Предметно-игровая среда Оно организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение материала согласно зонами позволяет детям объединяться в подгруппы по интересам. Игровая среда не запрограммировано, следовательно предоставляет возможность для экспериментов, конструирования, театрализованной деятельности. Дошкольник имеет возможность реализовать свои знания об окружающем мире в различных играх, самостоятельно решая, что ему для этого нужно.
фотки здесь
Поскольку игры ориентированы на стимулирование творческой и познавательной активности детей, среду можно превращать в мере развития детских интересов, знаний и умений. В такой зоне должны быть: наборы крупномасштабных конструкторов нескольких размеров, предназначенные для детей разного возраста; наборы модулей различных форм и разного цвета, из разных материалов для сооружения объектов; игровые стенки с дидактическими и проектными играми, многосекционные игровые ширмы; плоскости и приспособления для сидения в специально отделенной зоне для настольных игр (их лучше делать прямоугольными, а сложной конфигурации); мягкие низкие мебель — для лежания и сидения, когда дети отдыхают в перерыве между играми и занятиями; мягкие легкие блоки для сооружения «пещер», для уединения; кукольный театр (подиум-сцена с микрозалою для зрителей); спортивное снаряжение: велоэргометр, беговая дорожка и т. д.; разнообразные игрушки (мягкие, надувные, плоские, механические и др.). Вся универсальная игровая зона наполнена дендрологическими уголками и альпинариями, где рядом с цветущими растениями и зеленью размещаются аквариумы, клетки с птицами, а также экраны, на которые можно проецировать разные, периодически переменные, виды (море, цветущее поле , яблоневый сад, заснеженный лес, осенние пейзажи). В таких зонах детям хорошо будет расслабиться и отдохнуть. Среда экологического развития Оно состоит из различных элементов, где каждый выполняет свою функцию. Целесообразно создать зимний сад с разнообразными растениями, которые отличаются по видовому составу, внешнему виду и географическими особенностями. Желательно иметь аудио — и видеоэкологическим программы, с видами разных географических и климатических зон в разные времена года, которые отражают животный мир этих зон. Может быть специальная экологическая комната, которая распределяется на ряд экологических зон: мини-музеи, с коллекциями насекомых, кристаллов, листья, семена, камней, комнатных растений и тому подобное. Здесь дети могут классифицировать материал по размеру, цвету или форме, составлять рассказы, рисовать. Очень нужны лаборатории для исследовательской деятельности и экспериментирования, где дети будут учиться анализировать свои наблюдения в природе, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях. Отдельная тема «живой уголок»: в нем должны быть различные растения, животные, птицы, аквариум с рыбками. В таких уголках, кроме домашних животных, можно недолго держать жучков, сверчков и бабочек, но с одним условием: взяты из среды насекомые и животные после короткого наблюдения имеют туда же вернуться. Культурно-обогатительное развивающее среда должна способствовать привлечению детей к обычаям, традициям своего народа. Особую роль принадлежит уделить этнокультурным особенностям своего региона, народным праздникам и обрядам. Физическое разливочных среду Предусматривает такие условия, где бы ребенок свободно, в индивидуальном режиме реализовала свои потребности в беге, лазании, прыжках и тому подобное. Состоит из хорошо оборудованной зала 1 физкультурных занятий, площадки, бассейна, физкультурных зон в группах и на прогулочных площадках. Отдельно поговорим о бассейне. В развивающей среде он рассматривается не как чисто спортивный объект, а скорее как экологическая зона. Лучше, чтобы бассейн был форму естественного водоема, у которой есть искусственные «пляж», «зеленый берег». Желательно, чтобы к водного комплекса (кроме бассейна) были включены сауна и разнообразен оздоровительный душ. Территория дошкольного учреждения также является составной развивающего пространства. Предлагается выделить на территории такие тематические зоны: экологическую (сад, огород), где дети могли заниматься различными видами сельскохозяйственного труда; архитектурно-ландшафтную; спортивно-игровую; игровую для моторных, дидактических, конструктивных, сюжетно-ролевых игр и тому подобное. Для дидактических игр выделяется небольшая тихая зона, где есть столики и место для сидения. Зона для моторных игр — это лабиринты, шведские стенки, лестницы, дорожки и площадки для езды на велосипедах, педальных машинах и тому подобное. В зоне для конструктивных игр должно быть оборудование, легко трансформируется, варьируется, имеет небольшой вес, надежное в использовании. Кроме перечисленных зон, обязательно должен быть площадка для сюжетно-ролевых игр — ознакомление детей с правилами дорожного движения и формирования навыков правильного поведения в современном городе. Для детей раннего возраста лучше создать отдельную универсальную игровую зону, которая отделена от тематических игровых зон, поскольку такие малыши нуждаются в большем внимании, постоянного надзора и руководства со стороны воспитателя, физические возможности их также ограничены, поэтому нагрузки должны быть значительно меньше, чем на детей старшего возраста. Зону для малышей оборудуют песочницами, фонтанчиками, бассейнами для плюхання, небольшими качелями, тоннелями, кубами с отверстиями для лазания и пролезания. Дорожки для игр и бега должны быть короткие. Нужны полянки или площадки с различными плоскостной игрушками, легко переносятся и ставятся в разных комбинациях. Ориентация на то, что дети будут проводить прогулочный время в тех играх, которые они выбрали сами, а не в одновозрастных группах, требует нетрадиционной работы педагогов. Следовательно, воспитателей целесообразно распределять по тематическим зонам, чтобы они пришли детям на помощь, когда это будет необходимо. Целесообразно также создать на территории заведения небольшую зону для отдыха и общения родителей. Она должна быть уютная, хорошо озеленена, чтобы папы и мамы, ожидая ребенка, могли отдохнуть, поделиться опытом воспитания, поговорить с педагогами.

Обсуждение закрыто.