Пагубное влияние денег на выходцев из народа

Тема: Пагубное влияние денег на выходцев из народа. Цель: На основе пьесы «Сто тысяч» — одной из лучших сатирических комедий в украинской драматургии — научить учеников характеризовать действующих лиц, анализировать драматические произведения; углубить сведения о драматическое произведение, комедию, как жанр драматического произведения; развивать у школьников навыки работы с учебником, произведениями писателей; воспитывать у учащихся чувство ненависти к любому мошенничества Тип урока Урок систематизации и обобщения знаний Оборудование: Рисунки учеников в комедии «Сто тысяч», кроссворд, произведения Карпенко-Карого, портрет писателя, учебник. Методы и приемы: Диспут, коллективная работа над текстом, выразительное чтение отрывков из пьесы, составления характеристики персонажей. Литература: 1.Бандура А., Волошина Н. Украинская литература. Учебник для 8 класса, К .: Образование, 1998. — 384 с. 2. Каратай Н. В. Смысл жизни в понимании Герасима Калитки. Все для учителя. — №3, 2000. — С.16-18. 3. Карпенко-Карого И. Избранные произведения. — к .: Искусство, 1989. 256с. 4. Кусок В. Литературные стихотворные кроссворды. Все для учителя . — №17-18,2005р. — С.61-62 5. Падалка Н. И. Изучение творчества Карпенко-Карого в школе. К .: Рад. школа, 1970. -151с. Ход урока и . Организационный момент ИИ. Объявление темы и цели урока "Большая сила, братцы, деньги С деньгами и глупые прехороши Есть в дурака деньги он и господин. Есть у него золотой кафтан ... " Л. Глебов — Золотые слова сказал Леонид Глебов, а соответствуют ли они нашему урока — решать вам и ваши мнения по этому вопросу я внимательно слушать в конце урока. Так сегодня на занятии, разговаривая с Герасимом Калиткой, не забывайте о нашей главной цели — дать характеристику этому персонажу, разобраться в его человеческих качествах. Итогом беседы будет перечень основных черт характера Герасима Никодимовича, которые вы должны самостоятельно определить, внимательно слушая и делая соответствующие выводы.
Нужны недорогие билеты на поезд? Закажите ж/д билет в режиме онлайн на proizd.ua
Итак, начинаем. ИИИ . Актуализация опорных знаний

  • А для начала давайте разгадаем кроссворд и если дадим правильные ответы, то прочитаем название пьесы, которую мы изучали в течение нескольких уроков и вспомним героев данного произведения .
  1. На голове платок,
Юбка и запаска — Калитчина жена А имя ей — Параска
  1. Скупой и некультурный
Натура такая противная Все это все объединяет Хозяин наш — Калитка Любил он искренне Матрену Не пара пузырей. Был добрым и правдивым, Юноша этот назывался — Роман «Сто тысяч» — это комедия И немного непривычная, А все потому, что называется Эта пьеса — сатирическая На конюшню и на поле Молотить, ехать в мельницу — Все это батрацкого работа Называется наемник просто — Клим Скупой и жадный очень Богатый крестьянин, Любил он очень деньги А назывался — Герасим Калитка любил В мыслях жила земля Он завидовал все годы Богатству Пузыря Он назывался Бонавентура, Ленивый был и рвач Он спас Калитку — корыстолюбивый копатель — Как называется пьеса, которую изучили? Кого мы вспомнили? и V . Восприятие и усвоение учениками учебного материала 1). Беседа — Скажите, какие же эти герои. Дайте им характеристику. — Назовите еще персонажей, которых не упоминали в кроссворде? — Какой вы представляете Матрену? — Чем похож на Калитку его кум Савка? А чем отличается? — Какой образ жизни ведет Бонавентура? — А кто же такой неизвестный? Чем он занимается? Молодцы, и с этой задачей вы справились. А давайте вспомним, кто же является центральным образом комедии? Каким вы представляете Герасима Калитку после знакомства с пьесой? Ученик : Калитка — это «преобритатель» землицы, накопитель денег, деспот, который ради обогащения становится на путь мошенничества.
  • Согласны ли вы, Герасим Никодимовича, с такой вашей характеристикой?
Калитка: Безусловно, нет. Но есть же на свете такой человек, чтобы не хотел земли купить? Ох, земелька, праздники земелька, — боже ты доченька. Как радостно загребать вместе, в одни руки. Приобретал бы тебя без счета! Ученик: Герасим Никодимовича, вот вы сейчас земельку «дочуркой» назвали. А за что вы землю любите? Калитка: Легко по своей собственной земле ходить. Глянешь глазом вокруг — все твое, там стадо пасется, там пашут на пар, а здесь зазеленела уже пшеница и колосуеться рожь: и все то деньги, деньги, деньги.
  • Друзья, разве перед нами не человек, который очень любит землю?
Ученик: Нет, любовь Герасима к земле патентованная. Словом «загребать» о многом говорит. Покупай землю, работай на ней, пользуйся щедрыми дарами кормилицы. Калитка же радуется не труд на земле, а от того, что земля — средство наживы — деньги, деньги, деньги. Герасим уже имеет 200 десятин земли, но хочет быть значительно богаче. 1 вывод — Накопление земли — смысл жизни Калитки. Земля — средство для наживы, жизненное кредо. — На какой путь стал Калитка ради наживы? Ученик: На путь мошенничества. Ученик: Я хочу спросить Калитку, не страшно было ему договариваться с вором? Калитка: Самому страшно, чтобы не влопаться. А вот кум! Отважный человек! К черту ходил и на все пойдет за деньги. Лучшего компанвона, как кум, не найти! А вы не думали каким образом Жолудь получил такую силу денег? Я сам помню, как Жолудь покупал барашков, сам их резал, торговал мясом в различиях, а теперь богатырь. Где же оно набралось? Не иначе, как нечистым путь! 2 вывод — В погоне за наживой Герасим прибегает к мошенничеству. — В чем это проявляется? Ученик: Покупает за 5000 настоящих денег 100000 фальшивых. И здесь Калитка себя проявил: дает мошенник не 5000, а 3 000
  • Чем же закончилась «кумерция» Калитки?
Ученик: Вместо фальшивых денег Герасим получил мешок с чистой бумагой. Калитка решил повеситься, но его спасли.
  • Как же Герасим Никодимович отблагодарил своих спасителей?
Ученик: "Обокрали ...Ограбили ...Пропала земля Смоквинова! Зачем вы меня сняли с веревки? Лучше смерть, чем такая потеря » — Скажите, а цель, жизненное кредо Герасима Калитки отразилось на его человеческом естестве? Ученик: Так, отразилось. В семье Калитка деспот. Он грубый в отношении жены. Параска говорит: «Ззамолоду с синяков не выходила, бьет и в старости». Калитка ссорится с женой, обзывает ее ругательствами. На людях же целует, относится к ней хорошо. Мало того, что он грубиян, да еще и лицемер. Даже в бракосочетании единственного сына он ищет наживы. «Мне надо невестки с приданым, с деньгами». На собственной дочери Калитка сэкономил 5000 — не дал зятю обещанный посяг, хотя во время драки двух зубов остался. Ученик: Я хочу добавить, что Калитка грубо ведет себя с работниками. Он бьет их, поприкае, что те мало делают, а многие едят. Калитка: А поэтому не так? Они догонят то вмиваннячком, то взуваннячком, или как начнут богу молиться, то и солнце взойдет. Хотя бы молились, а то стоит, чешется и шепчет себе губами, чтобы простоят больше без работы. — Сейчас вы посмотрите сценку. Как этот небольшой эпизод характеризует Калитку? 2. Инсценировка отрывка из пьесы Ученик: Калитка — ничтожный человек, не культурное. Он пренебрежительно высказывается об ученых, не понимает значения науки.
  • мы сумели достаточно определенно представить себе Калитку благодаря диалогам, в которых он принимал участие, монологам, где он сам себе дает характеристику. А также помогли поступки героя. А еще обратите внимание на язык персонажа. Какая она? Приведите примеры.
Ученик: Язык героя грубая, бранная. Его любимые пословицы и поговорки: «В душе, но не в карман», «Обещание — игрушка, а дураку радость», «Деньги — всему голова». Язык — средство характеристики героя.
  • Итак, какие черты характера присущи Герасиму Никодимовича Мошне?
  1. Скупость.
  2. Жестокость.
  3. Грубость.
  4. Жадность.
  5. бессердечие.
  6. Лицемерие.
  7. Мошенничество.
  8. Эгоизм.
  • С Герасимом все понятно. Это человек, который, загребая сотнями десятин землю, превратился в скрягу-хищника. У него трясется рука даже тогда, когда он подносит кусок хлеба к собственному рту.
Среди действующих лиц пьесы никто не будет активно противостоял Герасиму и сознательно не боролся против нечестных путей его обогащения. Правда, Роман и Параска не согласны с планами Герасима женить сына с Пузиривною ради приданого, однако Калитка сам скоро меняет свое решение. Несмотря на временный, преходящий характер этого конфликта он имеет важное значение для понимания смысла пьесы, потому что показывает, что в народной среде сохраняются здоровые нравственные принципы: уважение к труду, чувство собственного достоинства, верность в любви. V . Итог урока — Итак, обратимся к нашему эпиграфа. Действительно ли он соответствует нашему урока и почему? V И. Домашнее задание. Оценивания — Составление и написание небольшого сочинения-миниатюры на тему «Пагубное влияние денег на выходцев из народа»

Обсуждение закрыто.