Методика проведения уроков по внеклассного чтения часть 3

Достичь этой цели можно лишь на основе выработки у школьников позитивного отношения к чтению по собственной инициативе, чтобы помочь им в этом, необходимо в условиях классно — урочных занятий регулярно проводить учебную работу, которая предусматривает воплощение таких задач: 1. систематически знакомить учащихся с разнообразной детской литературой, ее видами, раскроет перед ребенком мир книги, поможет определить круг чтения на данный период; 2. познакомить детей с существующими доступными их возрасту видами библиотечно-библиографической помощи, что позволит самостоятельно в соответствии с собственными предпочтениями найти нужную книгу; 3. научить их выбирать детскую книгу, то есть еще до чтения книги составить представление о тематике, содержание. назначения детского издания; 4) выработать у них умение читать книгу, соблюдая дидактических и санитарно-гигиенических требований работы с ней; 5. развивать у детей умение самостоятельно и содержательно проводить досуг с помощью книги. Эти задачи решаются на уроках внеклассного чтения и во внеурочное время в течение всех лет обучения учащихся в начальных классах. Формирование читательской самостоятельности на заданном программой уровне начинается с первого класса. На уроках обучения грамоте отводится определенное время для обучения детей общаться с книгой. Во втором и последующих классах для внеклассного чтения выделяются отдельные уроки из числа учебных часов, предусмотренных для чтения. Поскольку они включены в расписание, их необходимо вписывать в классный журнал. Значит, термин «внеклассное чтение» воспринимается как условное обозначение вида чтения. Хотя чтение не называется внеклассным, в значительной степени оно осуществляется на уроках начиная с первого и заканчивая четвертым классом.
renovering i Stockholm
Планирует, организует и проводит его учитель-классный. Разница между сущностью и названием этой разновидности чтения появилась недавно. Дело в том, что до семидесятых годов, хотя в программы как вносилось внеклассное чтение, часов для него учебным планом не отводилось. Предполагалось, что классный вместе с библиотекарем организует внеклассное чтение детей. Для их поощрения к самостоятельному чтению предлагалось проводить литературные игры, викторины, утренники, конкурсы и тому подобное. Внеклассное чтение контролировалось учителем. Ученик отчитывался перед ним читательским дневником, в котором записывал: фамилия, автора, название произведения, о чем произведение, имена героев. Итак, основной формой руководства самостоятельным чтением была внеурочная работа с учениками, которая должна была стимулировать самостоятельное общение ученика с книгой. Наблюдения показали, что такое руководство внеклассным чтением младших школьников не дает желание результатов. Необходимо специальное обучение детей правильной читательской деятельности. Поэтому были введены уроки внеклассного чтения, цель которых — научить детей разбираться в «море» книг и пользоваться ими. В современной методике основным звеном в руководстве внеклассным чтением стали не внеурочные формы работы с книгой, а уроки внеклассного чтения. Так возникло несоответствие названия этой разновидности чтения его содержания: внеклассное чтение, осуществляемое на уроках. Задача внеклассного чтения — воспитать у учащихся любовь к книге, расширить их знания, познавательные интересы. В «Пояснительной записке» к программе по украинскому языку так определены задачи внеклассного чтения: 1) расширить и углубить знания, полученные во время классного чтения по всем предметам; 2) научить детей находить необходимую книгу в библиотеке, нужен материла в книге; 3) ознакомить учащихся с лучшими книгами; 4) воспитать читательскую активность и любознательность; 5) развивать индивидуальные интересы и наклонности. Те знания, умения и навыки, которые получают дети на уроках чтения, они пополняют в внеклассной чтении. Которое является обязательной частью подготовки учащихся 1-3 классов в обучении родному языку. Цель внеклассного чтения — обеспечить педагогическое руководство самостоятельным чтением учеников. Именно внеклассное чтение приучает, поощряет детей к самостоятельной, умелого, вдумчивого чтения книги, газеты, журналы. Оно имеет целью расширить, углубить знания, полученные во время классного чтения. познакомить учащихся с широким кругом доступной для учеников младших классов литературы; развивать с помощью чтения желание и умение учиться; развивать индивидуальные интересы и наклонности. Школа прививает впервые в жизни человека вкус к чтению. потребность самостоятельно читать, чтобы пополнить свои знания. Внеклассное чтение имеет важное значение ф для обучения ребенка в школе, для лучшей успеваемости ученика. Оно расширяет кругозор, способствует развитию мышления. обогащает язык. Дети, которые много читают, лучше учатся. Привыкают самостоятельно учиться по книгам, лучше ориентироваться в них. Итак, учитель должен стремиться к тому, чтобы заинтересовать детей книгой, научить размышлять над прочитанным, самостоятельно приобретать знания, то есть научить ребенка учиться из книги. Требования программы. В пояснительной записке к программе по чтению в первом классе четко определяется цель внеклассного чтения и указывается, что в первом классе «работа на книге, которую организует учитель, является пропедевтикой внеклассного чтения», подготовительной работой, потому что дети еще только учатся грамоте. Основная задача такой работы — пробудить у учащихся любовь к книге как источнику знаний и радости. В программе выделяются два этапа внеклассного чтения: 1. Подготовительный, который охватывает первое полугодие. 2. Начальный — второе полугодие. На первом этапе, пока еще мало детей читает, всю работу по чтению проводит учитель. Чтение учителем сказок, стихов, рассказов должно вызывать у детей интерес к книге, желание читать. Работа с внеклассного чтения во втором полугодии направляется на выработку у детей навыков читать самостоятельно. Занятия с внеклассного чтения проводится за счет общего времени, отведенного на уроки чтения (1:00 в две недели). Работа проводится с двумя — тремя произведениями: один читается в классе, а другие учитель раздает отдельным ученикам. Которые с его помощью могут прочитать для всех, или дает индивидуальные задания для работы в классе и дома. Проводятся также утренники, литературные игры, викторины. При отборе произведений для внеклассного чтения учитель использует списки литературы, составленные для внеклассного чтения. Во втором классе закрепляются умения, а также знания и навыки в работе над книгой. Кроме того. учащиеся знакомятся с элементами книги (содержанием, предисловием), учатся вести самый каталог книг, пользоваться картотекой. Программа рекомендует ознакомление учащихся с книгами нескольких ведущих детских писателей, с газетой и детским журналом. Занятия с внеклассного чтения во втором классе строятся так же, как в первом классе, но используются. Кроме заданных жанров, научно-популярные статьи, расширяются и углубляются читательские интересы. В программе по внеклассного чтения для третьего класса основное внимание уделяется самостоятельному чтению учениками сказок, рассказов, повестей, научно-популярных произведений.

Обсуждение закрыто.