Педагогика как наука и учебный предмет

Педагогика как наука и учебный предмет Термин «педагогика» происходит от двух древнегреческих слов — пайс («дети», «ребенок») и aгo («веду»). В дословном переводе педагог означает „ дитоводий «, „ поводырь детей». В Древней Греции так называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем: для определения искусства вести ребенка в течение жизни, то есть воспитывать, обучать, давать образование, направлять духовное или физическое развитие.
природный камень дагестанский

Знание в этой области с каждым веком прибавлялися и это привело к возникновению особой науки — науки о воспитании детей. До 17 в. педагогика — составная часть философии, которая была тогда почти всеобъемлющей системой научных знаний. Отделение педагогики в отдельную науку совершил в 1623 году английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в трактате „ О достоинстве и приумножении наук ". В этой работе Бэкон попытался классификации наук, и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, которую определил как „ руководство чтением ". Окончательно статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами выдающегося славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670) в работах „ Великая дидактика «, „ Материнская школа», „ Правила поведения детей «, „ Законы хорошо организованной школы», „ Общие сведения об исправлении дел человеческих "и др. Хотя Я. А. Коменский нигде не дает определения педагогики как науки, но из содержания его работ понятно, что педагогику он понимает как науку о воспитании ребенка. И для обозначения этой науки он использует термин „ дидактика «, который определяет как „ универсальную теорию учить всех всему, что нужно для настоящего и будущего жизни». Я. А. Коменский считается основоположником педагогической науки, отцом педагогики. Внутри 20 ст. в мировом педагогическом лексиконе наряду с термином „ педагогика «появились другие — „ андрагогика», „ антропогогика ". Становление андрагогики как самостоятельной науки произошло в 1950—1970 гг. (М. Ноулз, Р. Смит, П. Джарвис, Ф. Пьоггелер, Т. Тен Хаве и др.). Немецкий ученый Альбин Динер в работе „ Очерки философии "(1964 г...) Отмечает, что традиционное название педагогики устарела и стала узкой и неполной, так науку о воспитании он предлагает назвать антропогогикою. В отечественной педагогической литературе конца 19 — нач. 20 в. стали использоваться два срока „ педагогика "и „ педагогия ", причем первый из них использовался для обозначения науки о воспитании, второй — в качестве синонима к практике воспитательной деятельности. Уместно вспомнить, что П. Беринда в первом украинском педагогическом словаре „ Лексиконе словенорусский и имен Толкование «(1627) науку о воспитании назвал старославянским словом „ пестунство», объясняя как срок „ педагогия «. Закарпатский педагог А. В. Духнович (1803—1865) в отечественном учебнике по педагогике „ Народная педагогия в пользу училищ и учителей Сельских» (1857) педагогию определил как „ науку наставления, которая дает общие правила в наставлении детей, которые нужно выполнять для желаемого результата ". К. Д. Ушинский (1824—1871) назвал педагогику искусством, отрицая ее научный статус. К тому же он это искусство определил как „ широкое, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств ". По мнению Ушинского, педагогика — это не собрание положений науки, „ а только сборник правил воспитательной деятельности. Подобные взгляды на педагогику имел А. С. Макаренко (1888—1939), который сравнивал педагогическую деятельность с артистической работой. Макаренко говорил о воспитательной технику, понимая при этом постановку голоса, мимику лица, жесты, позу воспитателя. Однако он очень уважал педагогически теорию, «жить без нее не мог». С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку о воспитании и практическую воспитательную деятельность как „ искусство ". Поэтому термином „ педагогика "можно обозначить две сферы человеческой деятельности, направленные на воспитание человека: 1) педагогическую науку, 2) педагогическую практику. Педагогическая теория познает законы воспитания людей, а педагогическая практика наполняет абстрактные истины научным содержанием и превращается в искусство. На соотношение теоретических знаний и педагогического искусства в воспитании указывал П. П. Блонский. Он отмечал, что для практической воспитательной деятельности одинаково нужны умение, талант и теоретические знания. Умение производятся личным опытом, талант совершенствуется в процессе воспитательной практики, теоретические знания формируются в результате глубокого постижения сути развития и воспитания человека и передаются в виде идей. Таким образом, педагогика: 1) наука, которая имеет свои законы и закономерности; 2) практика, указывает практическое применение теоретических положений; 3) искусство, которое требует творческого вдохновения педагога; 4) учебный предмет. Педагогика является наукой, ибо охватывает следующие аспекты: ученых с их знаниями, способностями, научной квалификацией и опытом; научные учреждения и их оборудования; методы научно-исследовательской работы; научные понятия и категории; систему научной информации. Немецкий педагог Франц Гофман в книге „ Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика «выделяет три периода в развитии педагогики: 1) мудрость воспитания (период человечества от примитивного педагогического мышления к мышлению, проверенного опытом; источники — древние египетские папирусы, „ Книга притчей Соломоновых» и др.); 2) „ пайдагогия "(названный в стиле писателей эпохи Возрождения) — педагогическая мысль древней Греции, педагогическое знание является частью политических, философских и психологических знаний, 3) формирование педагогики как самостоятельной научной теории (связано с именем выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского и его трудом „ Великая дидактика "). Преподавание педагогики как особой научной дисциплины начинается еще в 19 в. и связано с профессиональной подготовкой учителей. Еще в 1732 открывается первая учительская семинария в Германии (г... Штетин). Во второй половине 19 в. в большинстве европейских университетов открываются кафедры педагогики. Следует отметить, что преподаванию курса педагогики всегда придавалось большое значение. Так, в Казанском университете, например, на изучение отводилось 8:00 в неделю на 3 и 4 курсах с тем, чтобы „ педагогика как учение, которое требует уже известной зрелости суждений, основываются на началах психологии и логики, служила прямым продолжением этих наук, изучаемых на 1 и 2 курсах, и ближе подготовленностью и переходом молодых людей к выполнению ими учительских обязанностей ". Приведем высказывания о педагогике — „ Педагогика — это прежде всего форма мышления "(Ш. А.Амоношвили). — „ Нет более диалектической науки, чем педагогика «(А. С. Макаренко). — „ Педагогика является прикладная психология» (Бенеке). Литература

  1. Антология педагогической мысли Украинской ССР / Сост. Н. П. Калиниченко. — М .: Педагогика, 1988. — 640 с.
  2. Гончаренко С. У. Украинский педагогический словарь. — М .: Просвещение, 1997. — 376 с.
  3. Мойсеюк Н. Е. Педагогика. — К .: Гранмна, 1999. — 348 с.
  4. Педагогика / Под ред. А. М. Алексюка. — М .: Высшая школа, 1985. — 296 с.
  5. Савин Н. В. Методика преподавания педагогики. — М .: Просвещение, 1987. — 207 с.
  6. Харламов И. Ф. Педагогика. — М .: Гардарики, 1999. — 519 с.
  7. Я. А.Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, Й. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие / Сост. В. Кларин, А. Джуринский. — М .: Педагогика, 1988. — 416 с.

Обсуждение закрыто.