Развивающее предметно-игровую среду

Развивающее предметно-игровую среду Как известно, незаполненное и бесцветное предметно-игровую среду производит на детей негативное влияние, тормозит развитие личности. Перенасыщен предметную среду так же плохо влияет на психику малышей. И только периодически возобновляемое, вариативно, оптимально организованное предметно-игровую среду имеет развивающий влияние, побуждает ребенка к активной познавательной деятельности, положительно влияет на ее эмоциональную сферу, мобилизует процессы мышления. Во всех гуманистических теориях и практиках дошкольного воспитания прошлых времен, как и сегодня, проблеме создания предметно-игровой среды придавалось первостепенное значение. Учение Марии Монтессори, выдающегося итальянского ученого, базируется на принципе естественной целесообразности развития заложенных у ребенка жизненных сил и творческих способностей. "Без соответствующего среды нет конструктивной деятельности ребенка, — пишет М. Монтессори — Окружение ребенка — это не просто сочетание предметов для игр или какого их применения, окружения должен иметь целостную форму (образ) и ориентироваться на целостное восприятие ребенка, а не на сумму его возможностей ". Ребенку не нужно дорогое среду. Наоборот, в нем должно быть «определена (очерчена) незавершенность, но не бесформенность». Особое место в предметно-игровой; , Среде отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям. В Монтессори материалы своей структуре и логической последовательностью способствуют сенсорному розпитку.
тут

Сенсорный Розпиток ребенка, с одной стороны. обеспечивает получение представлений об окружающей среде, а с другой — закладывает фундамент общего умственного развития. Материалы М. Монтессори — это ключ, позволяющий ребенку попасть в мир современной культуры и цивилизации, понять природу становления своей самостоятельности, своеобразной независимости от взрослого, а затем способствует развитию чувства достоинства и самоценности Немецкий ученый Р. Штайнер , основатель Вальдорфской педагогики масс несколько иной взгляд на содержание и функцию предметной среды, которое ученый называет "физической средой. Штайнер выступает против готовых игрушек — "продуманных и сфабрикованных интеллектуальной цивилизацией. В детских садах Вальдорфской школы воспитатели изготавливают игрушки своими руками — это шиты или плетеные из нитей куклы и животные преимущественно без нарисованных «лиц». Такие игрушки не навязывают ребенку готового образа, а позволяют создавать его во время игры Считается, что мягкие игрушки из ситца и шерсти успокаивают ребенка, тогда как жесткие, пластмассовые порождают напряженность. Так же для строительных игр Вальдорфцы предлагают дошкольникам деревянные дощечки, палочки, а не кубики правильной формы или конструкторы: из готовых блоков. Посуда для кукол изготавливается из природного материала — дерева или глины. Отметим, что и французский педагог С. Френе считал окружающей среды ребенка важным условием эффективной подготовки ее к будущей самостоятельной жизни. Вполне современно звучат его слова о том, что окружающая среда должна быть организована так, чтобы побудить ребенка к выполнению активных действий в соответствии с ее жизненного ритма, физических и психических возможностей. И сейчас в Западной Европе активно осуществляется поиск создания такой среды, в котором предусматривались бы особенности и перспективы развития детей, их дифференцированные потребности частности, некоторые педагогические новации широко применяются в практике детских садов Германии, где особое внимание обращают на невербальный и образный характер педагогических воздействий. Немецкие педагоги и психологи создают такое предметно-игровую среду, где активно используется верхняя часть помещения. Так называемый «третье измерение». Это могут быть антресоли, верхние галереи, лестницы с перилами. Все конструкции деревянные, балки и крепления не скрыты от детских глаз, чтобы малыши были уверены в надежности сооружения. Такие конструкции дают дошкольникам возможность не только получить новую обзорность. но и, что особенно важно, общаться со взрослыми с высоты, то есть, находясь, так сказать, над ними, а не рядом. Дети вполне могут реализовать свою потребность в лазании, прыжках, ползании. В их распоряжении различные уютные домики с хорошим интерьером, где можно как уединиться, так и поиграть вместе с друзьями. Вмешательство взрослых при этом сведено к минимуму. Интересную концепцию развивающей среды разработала группа московских авторов (Л. Кузьмичев, А. Грашин. Л. Майнова, Т. Кашкина. Л. Парамонова, С. Новоселова), предложив комплексный подход к организации развивающего предметно-игровой среды. Учитывая многообразий процессов, которые происходят в разливочный среде, их можно выделить в отдельные специфические пространства, переплетаются и взаимодействуют друг с другом, составляя единое целое. В частности, структура среды интеллектуального развития и творчества состоит из игровых комнат для каждой возрастной группы, специализированных помещений для реализации различных видов творческой деятельности (дизайн-студия, танцкласс, студия изобразительного искусства, театральная студия, музыкальный зал и т. д.) и универсальной (для всех возрастных групп ) игровой зоны. Содержание развивающего предметной среды должна удовлетворять все потребности в развитии ребенка и становление его творческих способностей. Психолого-педагогическую концепцию амплификации (обогащения развития) разработал академик А. Запорожец. Суть концепции амплификации заключается в том, что оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка создаются не форсированным обучением, а максимальным обогащением содержания форм детской деятельности через общение малышей между собой и со взрослыми. Создать такое предметно-игровую среду возможно при условии соблюдения следующих требований:

  • предметно-игровую среду должно быть адекватное возрасту детей и соответствовать их функциональным возможностям с незначительным превышением степени сложности;
  • предметно-игровую среду должно быть динамичное, вариативно, разнообразна. Хотя оно организуется взрослыми, но полностью подвластно ребенку, не ограничивает ее деятельности, обеспечивает полную свободу;
  • игровое пространство должно способствовать ориентировочно познавательной деятельности, обеспечивает усвоение новых знаний, формирования умственных действий, развитие ведущих психических процессов ребенка;
  • нельзя забывать о значении форм и цвета — именно они придают выразительность объектам и событиям и благодаря сопоставлению помогают ребенку получить достоверные знания о дошкольного. Все игровые предметы должны быть качественные, так что совершенная форма, то полнее реализуется ее назначения. При использовании предметов с размытыми контурами, пропорциями, перекошенными углами, плохо подогнанными соединениями, ведь все то влияет на развитие глазомера, не способствует совершенствованию точности движений. Внешний вид игрушки (ее конструкция, цвет, форма, фактура) должно побуждать ребенка к игре;
  • необходимо включать в предметно-игровую среду национальные, этнокультурные особенности, чтобы малыш творчески прилучалося к духовным ценностям народа, училось любви к родной земле.
Для каждого возрастного периода предметно-игровую среду особенное. Например, у детей среднего дошкольного возраста потребность в движении очень велика, поэтому в группе следует выделить место для спортивного уголка. Можно создать в комнате дорожку движения, где с помощью модулей, картинок и знаков будет определено, какие движения должны выполнять дети (ходьба, ползание, лазание, преодоление препятствий и т. д.). Средний возраст — расцвет сюжетно-ролевой игры. Дети этого возраста уже могут использовать предметы-заменители. символы, которые позволяют выйти за рамки реальной предметной действия и воссоздать общий замысел в сокращенной игровой форме (например, куклу кормить не из чашки, а из кубика, представляя его чашкой). Эта особенность играет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, следовательно желательно вместо реальных предметов можно больше предлагать предметов-заменителей. Учитывая, что в среднем дошкольном возрасте интерес проявляется к языку, игровая среда необходимо наполнить дидактическими играми. Более разнообразным, чем в более молодом возрасте, становится материал для строительных и конструктивных игр, возникает потребность в месте для экспериментирования.

Обсуждение закрыто.