Педагогические условия использования краеведческого материала на уроках в начальных классах часть 4

1.2. Анализ сущности, принципов, функций и источников школьного краеведения. Само понятие «краеведение» в педагогической литературе может толковаться по — разному, например, большинство ученых (П. Иванов, И. Прус, К. Строев) склоняются к мысли, что краеведение является бесспорно дидактической категорией. Так, справочные источники утверждают, что «краеведение в школе — изучение учениками на уроке и во внеурочное время природы, социально — экономического и культурного развития местного края — шкильног микрорайона, села, города, области» В то же время существует мнение (И. Гревс, А. Дзенс — Литовский, Д. Семенов, А. Ярошевский), что краеведение — это общий принцип обучения и воспитания на местном краеведческом материале. Следует добавить, что распространенным, является толкование краеведения как активного метода познания окружающей действительности (А. Музыченко, Ф. Петров, А. Пинкевич). Существует взгляд (И. Безкоровайный, М. Скаткин), что краеведение не следует относить к методам обучения и воспитания. Действительно, метод, как известно — это способ усвоения знаний, формирования определенных качеств личности. Краеведение не раскрывает конкретного способа познавательной деятельности. Считаем, что это предложение не имеет четкого научного обоснования, ведь именно через изучение краеведческого материала можно узнать отдельные явления, предметы. Это означает, что краеведение может выступать и как средство обучения. Одним из самых полных определений краеведения считается суждение профессора А. Баркова, которое широко использовалось некоторыми авторами в их публикациях: "Краеведение — комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частичными методами исследования, ведущие в своей совокупности к научному всестороннего познания края "По мнению некоторых специалистов (П. Иванов, В. Смирнов), краеведение нельзя считать научной дисциплиной, поскольку оно не имеет четко определенного объекта исследований: результаты краеведческих исследований преимущественно к определенной области науки. Однако, поскольку краеведческую основу имеют много отраслей наук и учебных дисциплин, объектами изучения (в зависимости от них различают виды краеведения) — могут быть природа, экономика, историческое прошлое, литература, искусство педагогика и др. Рассматривая принципы школьного краеведения, можно отметить, что принципы обучения — это определенная система основных дидактических требований к обучению, соблюдение которых обеспечивает его эффективность. Различают следующие принципы школьного краеведения как:

  1. Принцип научности предполагает четкое обоснование объекта исследования. Это те методологические и теоретические выводы и положения педагогики, отражаются в школьном краеведении. Кроме того, научный подход требует наблюдения и описания педагогических явлений, их систематизации и, наконец, четкого обоснования обобщений и выводов фактическим данным.
  2. С принципом научности непосредственно связан принцип системности и последовательности . Он следует как из поставленных перед школьным краеведением задач, так из особенностей процессов явлений, изучают. Системность и последовательность предусматривают долгосрочное регулярное изучение школьного процесса в регионе, без чего невозможно сделать выводы, обобщения, установить закономерности, характерные для данной территории, а также проследить взаимосвязь и взаимообусловленность определенных явлений, предметов, событий в данном края с такими же в других регионах страны.
  3. Принцип доступности заключается в том, что накопление краеведческого материала дает возможность углубить представление о краеведческих явления в целом. Кроме того, конкретные проявления региональных особенностей образования, примеры обучения и воспитания, взятые из опыта учителей края, способствуют выведению определенных закономерностей.
  4. Одним из ведущих положений школьного краеведения является комплексность. Этот принцип влияет с самого содержания школьного краеведения, его направлений, различных по содержанию и методам исследований, ведущих в своей совокупности к научному и всестороннего познания образовательной дела региона, родного края. При изучении своего края необходимо рассматривать все его стороны (историю, школознавство, этнопедагогики) во взаимосвязи и взаимообусловленности.
  5. Принцип учета индивидуальных особенностей, предыдущего опыта учеников. Суть этого принципа заключается в изучении и учете индивидуальных особенностей учеников, их интересов, предыдущего опыта с целью повышения качества обучения работы с школьного краеведения, всестороннего развития учащихся, развития их творческих способностей.
Специфическим для школьного краеведения является принцип региональности, основанный на учете конкретных особенностей края (природных, культурных, исторических, экономических и др.). Без учета этих особенностей не может быть школьного краеведения. Еще одним требованием своеобразной для школьного краеведения является принцип исследовательницы и творчества, который вытекает из того, что школьное краеведение не сводится только к усвоению определенных знаний и по этой отрасли науки, а предполагает также организацию разнообразной практической деятельности, в частности поиск материала, его анализ, систематизацию, творческое переосмысление и практическое применение. По результатам проведенного теоретического анализа вполне очевидным выступают следующие основные функции школьного краеведения социально — культурная, теоретически — методологическая, чисто дидактическая, аксиологическая, праксиологического, и прогностическая. Социально — культурная функция школьного краеведения, суть которой проявляется в том, что школьное краеведение является носителем накопленного опыта обучения и воспитания подрастающего поколения народа, национальности, региона с собственными именно ему своеобразной культурой, историей, экономикой, общественной жизнью, социальной средой. Теоретически — методологическая функция школьного краеведения обуславливает наличие научного фундамента, разработки научных основ, с позиции которого дается объяснение существующих явлений, раскрываются их определенные закономерности. Это осуществляется через специальные методологические исследования (научно — педагогические). Дидактическая функция заключается в том, что школьное краеведение как отрасль педагогических дисциплин может выступать учебным курсом. Его назначение — обеспечить учащихся системой краеведческих знаний, умений и навыков, формировать определенные нравственные взгляды, убеждения, личности качества, развивать способности, самостоятельно и творческое мышление. аксиологическая (целостную) функцию школьного краеведения целесообразно рассматривать с двух сторон: первая предусматривает отражение его социальных и национальных особенностей, проявление новых, а также развитие и творческое использование этих ценностей; вторая сторона аксиологической функции заключается в том, что школьное краеведение способствует формированию нравственных ценностей личности, то есть познания образовательной дела родного края воспитывает определенное отношение к школьной деятельности и, как следствие, происходит формирование самосознания (активизация нравственных процессов, становления нравственного среды личности).

Обсуждение закрыто.