Развитие и функционирование украинского научно-педагогической периодики в 50-80-х годах xx века часть 2

На страницах всех указанных журналов печатались статьи, способствовали ознакомлению педагогов с передовым опытом лучших учителей, воспитателей и школ республики по решению важнейших вопросов школьного образования. Почти в каждом номере помещались методические материалы и советы, которые были рассчитаны на помощь учителям; рецензии на учебники и новую методическую литературу; статьи-отчеты с педагогических мероприятий, которые происходили в республике. Эти журналы помогали педагогам-практикам в повышении их профессионального уровня, росте педагогического мастерства и тому подобное. Особое место среди всей общественности научно-педагогической периодики во второй половине XX в. и начала XXI в. занимал и имеет до сих пор научно-педагогический журнал «Родная школа» («Советская школа»). Он был основан еще в 1922 году в Харькове Коллегией наркомата Украины; впервые был напечатан на русском языке под названием «Путь просвещения». Через год он уже представлялся на двух языках: украинском — с названием «Путь образования» и российской — с названием «Путь просвещения». Начиная с 1926 года, журнал стал исключительно украиноязычным. В его название изменено на следующее: «Коммунистическая образование», под этим названием он выходил до 1941 года. Издание было возобновлено в 1945 году под названием «Советская школа». В нем было продолжено традиции своего предшественника — журнала «Коммунистическая образование»; в 1991 году название изменено на «Родная школа». В журнале печатались содержал статьи, в которых обобщали результаты научно-исследовательской работы научно-исследовательских институтов педагогики и психологии, кафедр педагогики, опыт учебно-воспитательной работы передовых учителей Украины. За период своего существования журнал получил надежную репутацию важного научно-педагогического издание. Так, в период с 50-х до восьмидесятых годов XX века этот журнал был единственным центральным печатным научно-педагогическим периодическим изданием Министерства образования УССР. В нем раскрывались вопросы теории педагогики, апробации проектов, нововведений и практических результатов педагогических исследований, обобщение передового опыта учителей-новаторов, распространение инновационных педагогических идей; публикации всегда стимулировали развертывания научно-исследовательской работы, способствовали росту научного потенциала преподавателей и ученых, повышению качества учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях и высших педагогических учебных заведениях. Подробнее деятельность этого журнала в 50-60-х годах XX века было нами рассмотрено в предыдущей работе. С 1950 года по 1989 год в Украине печаталось всего пять педагогических журналов. Такие журналы, как «Украинский язык и литература в школе», «Начальная школа» и «Русский язык и литература в школах УССР» знакомили педагогов с решением актуальных вопросов в области школьного образования; в журнале «Дошкольное воспитание» освещались достижения педагогики и психологии в области дошкольного воспитания. Только в журнале «Советская школа» одновременно охватывалось чрезмерно широкий круг вопросов работы как начальной, так и восьмилетней, средней и высшей школы, теории и истории педагогики, психологии, организации народного образования, образования взрослых и тому подобное. Вывод об этом позволяет сделать наличие таких рубрик издания: „ Проблемы профтехобразования «, „ Профессиональная ориентация», „ Школы работающей молодежи «, „ Педагогическое образование», „ Школа, семья, общественность «,» История педагогики «,» Начальное обучение "и др. То есть на самом деле он был межотраслевым. Итак, анализ содержания этих журналов, а также некоторых библиографических данных свидетельствует о том, что почти все издания были научно-методическими, исключение составлял журнал «Советская школа». Отметим, что все педагогические журналы этого периода имели значительные тиражи, что свидетельствует о доступности этих изданий и высокий уровень их финансирования. Так, в конце 60-х годов XX в. тираж журнала «Советская школа» составлял в среднем 32 тыс. экземпляров. Кроме научных педагогических журналов, издававшихся Министерством образования Украинской ССР в 50-60-х годах XX в., В отдельных областях Украины свое распространение приобретали и учительские рукописные журналы. Да, в Одесской области такие журналы выходили в 8 школах Шполянского района, среди них — „ Наш опыт «(Васильковский средняя школа), „ По опыту школы» (Матусивська средняя школа №2), журналы школ Балтского, Котовского, Измаильского районов и тому подобное. Основная цель их создания — сделать положительный опыт передовых учителей достоянием широких кругов педагогической общественности, что будет способствовать общему совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Рукописные журналы существовали не только в школах, они выдавались также в районных отделах народного образования, где была редколлегия из четырех-шести учителей различных специальностей. Например, в Котовском районе Одесской области журнал „ Наш опыт "был сборником методических статей. Такие журналы использовались учителями для обмена межшкольных опытом, каждый из них передавался в другие школы района по определенному маршруту. Ценность публикаций в них заключалась в том, что авторы смело пропагандировали применение лучших методов обучения, с учетом условий своей школы, класса, совершенствуя и таким образом помогая своим коллегам улучшать учебно-воспитательный процесс. Лучшие сборники использовались для конкретной методической помощи. Но, кроме положительного опыта, стоит отметить и определенные недостатки указанных изданий, а именно: недостаточно критический подход к отбору материалов; написание статей одними и теми же авторами; слишком общий характер материалов, недостаточно высокий методический уровень разработок, к сожалению, они не проходили рецензирование; в сборниках даже вмещала копии статей печатных изданий. Итак, рукописные журналы как одна из форм обмена педагогическим опытом в школе и между учебными заведениями вполне оправдали себя. Фиксируя и освещая в обобщенном виде или в форме описания методику работы лучших учителей, педагогический журнал тем самым одобрял их творческие начинания, признавал их педагогическую целесообразность. Такие издания расширяли возможности каждого учителя для повседневной ознакомления с работой своих коллег и для совершенствования собственной педагогической мастерства, так что они повышали оперативность распространения педагогической информации. Из различных видов журналов вполне оправдали себя три: журнал-сборник статей обобщающего характера, журнал-эстафета передового опыта и журнал информационного характера. Все они не исключали, а напротив, дополняли друг друга.

Обсуждение закрыто.