Украинская школа конца xix — начала xx в

Украинский школа конца XIX — начала XX в. Период конца XIX — начала XX в. характеризовался дальнейшей колонизацией украинских земель, входивших в состав Российской империи. Потребности капиталистического производства, экономики, торговли, культуры требовали развития народного образования. Однако растущие потребности России в образовании тормозились преследованием украинской школы, наступлением на ее демократические достижения. Это вызвало общественно-педагогическое движение, в котором активное участие принимали учителя, передовое студенчество, учащаяся молодежь, деятели науки и культуры, образовательные организации, широкая общественность. Дальнейшее развитие получает педагогическая мысль, что имеет национально-демократическую направленность. Эстафету украинских просветителей середины и второй половины XIX в. перенимают М. С. Грушевский, И. Я. Франко, Леся Украинка, С. Ф. Русова, И. М. Стешенко, М. М. Коцюбинский, П. А. Грабовский, CB Васильченко, Т. Лубенец и др., Идеи которых значительно усилили национально-освободительное движение украинского общества, в частности в борьбе за национальное образование и школу. Начальные школы на территории Украины конца XIX в. Характеризовались тем, что были в подчинении различных министерств и ведомств, частных лиц, отдельных организаций. На начало 1897 в украинских губерниях действовало 13424 начальные школы, в которых обучалось 703 670 учеников. Эти школы распределялись по ведомствами так (табл. 1): Таблица 1. Распределение школ в Украине по подчиненности в конце XIX в.

Школы Количество, ед. Количество учеников
Министерства народного образования 5349 338326
церковно-приходские 8061 314452
других ведомств 14 892
Однако, несмотря на различную подчиненность, содержание образования в них почти не отличался и определялся принципами православия, самодержавия, сословности, классовой, национальной и полового неравенства. К тому же сеть школ была неразвитой, значительная часть детей не могла учиться в школе. Например, в Валковском уезде Харьковской губернии (нынешние Балковская, Нововодолажский и часть Харьковского района) в 270 населенных пунктах не было школ, а потому более 7 тыс. Детей в 1913 здесь учились и более 2 тыс. Выбыли из школ из-за удаленности . Очень велико было отсев учеников по другим причинам. Только в течение 1914/15 учебного года из школ губернии выбыли 16 тыс. Учеников, то есть 13% их общего количества. Из-за «тесноту помещений» и нехватка свободных мест, в 1911 г... По губернии было отказано 16,5 тыс. Детей, в 1912 — 28 тыс., А в 1915 — 29,5 тыс. В среднем в губернии в течение многих лет заканчивали школу не более 10% учеников. Начальная школа состояла из одно — и двухклассных и высших начальных училищ. В одноклассных начальных школах ученики изучали закон Божий, церковнославянский грамоту, русский язык (грамматика, письмо, чтение), арифметику, пение. При изучении русского языка имело место объяснительное чтение, на котором ученики получали элементарные сведения по истории, географии и естествознания. Не намного лучше была также положение и в начальных классах земских школ, где имели место неодинаковое количество учебных недель, дискриминация девочек (по разным причинам) и чрезвычайно большой (иногда катастрофический) отсев на конец года. Например, проанализируем учебную деятельность в Гусаркивський школе (с. Гусаркивка, Александровского уезда Екатеринославской губернии, ныне Куйбышевского района Запорожской области) (табл. 2). Таблица 2 . Учебная деятельность в Гусаркивський школе

Учебные года Начало занятий Количество учеников на начало учебного года Количество учеников на экзаменах *
мальчиков девочек всего 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1881/82 84 11 12 13
1885/86 Октябрь 86 9 95 44 х 7 д 18 х 1 д 24 х 1 д
1891/92 49 30 8
1893/94 82 12 94
1894/95 18 октябрь 75 10 85 9 х 2 д 6 х 1 д 3 х —
1904/05 18 сентябрь 104 35 136 Всего на экзаменах было 102 мальчиков и 27 девочек
1907/08 17 сентябрь 102 13 115 16 х 2д 50 х —  — — 36 х 1 д
1908/09 2 октябрь 102 13 115 43 х 12 д 11 х 1 д 18 х —  — —
1913/14 162 28 190 51 х 6 д 67 х 11 д 18 х 3 д 15 х 2д
* х — мальчиков; д — девочек. Несколько лучше было поставлено обучение в городских и железнодорожных школах. Здесь использовались экскурсии на природу, в музеи, на выставки; на уроках применялись иллюстрации, демонстрации и другие методы обучения. Изучая арифметику, учащиеся овладевали четырьмя арифметическими действиями над целыми числами, знакомились с дробями, нумерацией, таблицами мер длины, веса, времени, с мерами поверхности и объема тел, учились пользоваться счетами. С целью развития логического мышления и памяти учеников учили устной счете, устном решению сложных задач и тому подобное. Рис. 1. Типичная земская сельская школа бывшего Александровского уезда Екатеринославской губернии

Обсуждение закрыто.