Педагогические условия формирования любви к украинскому языку учащихся средних классов в внешкольное время часть 2

11. Чем заканчивается и вечер, и ночь? ( согласные .) 12. Как написать слово работа пятью, четырьмя буквами? ( Работа, труд. ) 13. Что нужно сделать, чтобы майка взлетела? ( Заменить начальную букву на ч .) 14. Какие алфавиты состоят из 6 букв? ( азбука азбука .) 15. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный, чтобы услышать всего несколько пушек? ( По лп .) 16. От названий каких двух букв становится жарко, горячее? ( П в — ч в .) 17. Можно со слова судьба , не меняя звуков, сделать две музыкальные ноты? ( «до» и «ля» .) 18. Можно с козы сделать казака ? ( Можно, добавив букву к коза + к = казак . ) 19. Можно с сухой травы сделать часть сельского дома? ( Сухая трава — сено. Последнюю букву в заменить на и , и будет сени . ) 20. Чего много имеет золото , меньше имеет озеро , еще меньше море , и вовсе не его река ? ( Буква в .) 21. Имеющие береза, дуб, бук, яблоня и сирень , но не имеют того ни клен , ни вишня ? ( Звук б .) 22. Что находится в середине школы ? ( Буква в .) 23. Что стоит между полом и потолком ? ( Буква и .) Это не просто язык, звуки . Цель : Расширить и закрепить знания учащихся по фонетике; развивать диалогическое речи, внимание и память; воспитывать любовь к родному языку. Ход занятия 1 ведущий . Многие слышишь звуков вокруг Прислушайся, как плещутся в реке берега. Всегда, непрестанно морской прибой шумит, Вызов в школу зовет, с гудением шмель летит. Нам нужно различать эти звуки речи, По каким ты можешь составить которое захочешь слово. 2 ведущий . Как звуки речи возникают? Что творит их и где? 1 ведущий. Воздух в гортани С легких сначала идет. Там звуки завибрируют — И голос все услышат. 2 ведущий . Шесть звуков свободно можно Петь, как песни. Эти звуки знает каждый. Как зовем их? Подскажите. Ученики (из зала). Го-лос-нет! 2 ведущий. Назвать гласные звуки и спеть каждый из них гаммой. (Победителю начисляется 2 балла.) 1 ведущий . Почему согласные звуки так трудно произносить? 2 ведущий. Потому что им препятствия нужно преодолеть. Ведущие предлагают желающим назвать согласные звуки. Победителям насчитывается по 2 балла. Игра «Найди пару» Ведущие раздают карточки со словами : ворона, кофе; дело, тело; жир, ливень; боб, поп; сижу, сычу; боярышник, хлеб . Игра требует сообразительности, поэтому принцип, по которому находится пара, ученикам не объясняется. Среди учеников проводится конкурс. Побеждает тот, кто выбирает наибольшее количество примеров с парой согласных по звонкостью и глухотой. ( Победителю начисляется 4 балла) . 1 ведущий . Итак, как вы увидели, звуки бывают звонкие и глухие. А на какие группы еще делятся согласные звуки? Ученики. На твердые и мягкие. 2 ведущий . А теперь еще раз найдите свою пару. Учащиеся получают карточки с такими словами: синь, сын; становись состояние; лошадь, брось; лес, лис; ряд, советов; сада, сяду; лук, люк . 1 ведущий . ( Демонстрирует таблицу с изображением звука и читает стихотворение. ) Хотя я тверд и непреклонен, Меня искажают заметно Смягчая, произносят Хотя оснований для этого нет. А я на мягкость право имею Когда удлиненным бываю А неподовженим меня Только смягчает одно. Ведущий предлагает школьникам правильно произнести слова со звуком. чай, черешня, чудеса, достаточно, лодка, трогать, ключи, глаза, калачи, трубачи, силачи, ночка, привычка, гнездышко, лица, печью. Слова могут быть написаны на плакате или на доске. 2 ведущий . Когда со звуком соединяюсь равно я вимовляюсь. Вот послушайте как: Каждый Щеточник щетки делал, Этим искренне увлекся Борща не ел, воды не пил, Каждое утро НЕ брился. Чем дальше больше зарастал Как кустик, каждая щёчка. В клетке щелчок щебетал «Новая появилась щетка!» 1 ведущий. Проведем соревнования «Произноси правильно». Ученики читают записанные на доске скороговорки Г. Бойко: 1 Уточка кряче утят не видит Зовет уточка цыплят: — Не видели утят? — НЕТ, уточки, мы утят Не видали и в глаза, А селезня без утят Встречали дважды. 2 Щедрый дождик площадь полощет. 3 В цапли черные туфли, Цапля чапа к водички. 4 Щеголи в кустах пищали, Каждое утро гласили:

  • В пущах витрище свищет,
  • Щиплет морозище.
Побеждает тот, кто, правильно произнося звук и звукосочетания , читать скороговорки в нужном темпе на одном дыхании и не собьется. Начисляется 5 баллов. 1 ведущий. А теперь мне скажите, какая наука изучает в нашем языке звуки? Ученики. Фонетика. 2 ведущий. Почему эта наука так называется? Кто-то из учеников отвечает: "Название происходит от греческого слова phonetikos — звуковой. "За правильный ответ начисляется 1 балл. 1 ведущий . Звуки и буквы научись различать — Глубоко будешь фонетику знать. Буквы бывают настолько ленивы, Что только вдвоем звук способны обозначит. Есть и трудолюбивые, как я, ю, есть, и . Роли исполняют умело свои. Вот послушайте песенку буквы я . На сцену выходит девочка с большой буквой я, вырезанной из красной бумаги. На мелодию украинской народной песни «Ой повеса, повеса» поет. А у меня добрый нрав, Трудолюбивая, неленивых. Раз только звук обозначу, Ну, а второй — в дополнение и, и — Вот и служба вся моя. В начале слова, В начале состава, Где апостроф — только . Только я обозначаю, Когда с не встречаюсь. Будет, ли, или, или. — Каждое слово можно взять. и и Вот и служба вся моя. 2 ведущий. Звук можно слышать и произносить. 1 ведущий. Буква же читать или только писать. 2 ведущий . Звуки бывают глухие и звонкие. 1 ведущий. буква необычные наименование такие. 2 ведущий. Твердость и мягкость в звуков бывает. 1 ведущий . Буква эту мягкость только обозначает. Вместе . Зная это, у команды становись И капитана своего отыщи!

Обсуждение закрыто.