Функции аудирование

Функции аудирование В смысле обучения аудированию выделяют три компонента: лингвистический который предполагает понимание учениками языковых и речевых единиц; психологический — формирование и развитие лексических, фонетических и грамматических умений и навыков, и методологический — умение сосредоточенно слушать учителя, диктора, товарища. Лингвистический компонент включает в себя языковой и речевой материал, то есть фонемы, морфемы, слова, фразеологические соединения, предложения, тексты, присущ для любого языка, как родного, так и иностранного. Психологический компонент предусматривает доведение восприятия и понимания устной речи до уровня умения и навыки. Сюда входит развитие умения членить речевое сообщение на смысловые части, развитие слуховой памяти, умение выделять основную мысль, обдумывать воспринято подобное; то есть развитие всех тех психических механизмов, которые действуют во время восприятия устных сообщений на родном языке. Методологический компонент обучения аудированию — это усвоение учениками приемов обучения, направленного на овладение умениями воспринимать устную речь. Сюда относятся жесты, мимика учителя, зрительные опоры и тому подобное. Умение слушать внимательно достигается с помощью специальных установок учителя. Итак, все три названные компоненты мы включили и в процесс обучения аудированию устных сообщений на родном языке. В основе процесса восприятия устной речи лежит реализация функций аудирование. В современной лингводидактици выделяются следующие функции: познавательная, регулятивная, эстетическая и функция реагирования. Кратко охарактеризуем каждую из них. Познавательная функция аудирование заключается в желании слушателя получить информацию с целью расширения представлений о предмете или явлении, обогащения своих знаний об окружающей среде и тому подобное. Это, например, слушания лекций, докладов, радио — и телепередач. Цель слушания — слушать, чтобы знать. Регулятивная функция аудирование обеспечивает выполнение действий людей в соответствии с полученной информации, способствует осознанию правил выполнения определенных операций, позволяет совершенствовать свой опыт, знания, умения в той или иной области. В процессе выполнения подобных действий человек приобретает навыки решения задач по образцу на основе аудирования устной информации инструктивного характера. Цель — слушать, чтобы уметь. Эстетическая функция аудирование выражается в обеспечении эмоционального наслаждения от слушания и осмысления стихов, музыкальных произведений, отрывков из художественных произведений и тому подобное. Это ведет к повышению культурного уровня слушателя. Функция срабатывания возникает как реакция на неожиданные действия людей. Человека заставляют слушать незнакомые собеседники на улице, в транспорте, магазинах. В любом случае крайне важно, чтобы человек, который воспринимает информацию, четко понимала, для чего, с какой целью это делается, так как сформулирована аудиативна цель позволяет сделать процесс восприятия устной речи оптимальным. Результаты анализа методических достижений в области развития аудирование свидетельствуют о целесообразности дальнейшей работы в этом направлении, поскольку действующая методика не обеспечивает полной реализации возможностей развития аудиовминь учеников. Список использованных источников

  1. Синица И. А. Психология устной речи учащихся 4-8 классов. — М .: Просвещение, 1974. — 206 с.

Обсуждение закрыто.