Технологий обучения физике как системного способа трансляции инвариантов учебного процесса

Технологий обучения физике как системного способа трансляции инвариантов учебного процесса В условиях изменения образовательной парадигмы национальная школа все больше ориентируется на концепции развития личности ученика в процессе обучения, основанные на принципах гуманизации и демократизации образования. Одной из таких концепций является личностно-ориентированное обучение, основанное на такой организации субъект-субъектной взаимодействия учеников и учителей, по которой созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. Обучение физики в современной школе следует рассматривать как инновационный процесс, имеет четко выраженные практические и прогностические функции, заключающиеся в научной разработке содержания, структуры, форм, методов и средств обучения физике в их оптимальном сочетании в конкретной технологии обучения физике. Основой инновационных процессов при обучении физики являются: а) демократизация структуры образования, по физики как учебного предмета вызывает основательные изменения в учебных планах, программах, системе учебников, предоставляет возможности выбора обучения в лицее или гимназии естественного или гуманитарного направления, или в обычной общеобразовательной школе с соответствующими уровнями изучения физики; б) обновление содержания физического образования, когда все большее значение приобретает деятельностный компонент обучения с выделением трех уровней учебно-познавательной деятельности учащихся (репродуктивная, поисковая и исследовательская). Продолжаются поиски как в направлении переосмысления содержания курса физики для всех типов школ, так и перераспределения учебного материала по физике за годы обучения, выработки стандарта физического образования; в) совершенствование форм, методов и средств организации обучения физике и их научно обоснованное оптимальное сочетание в инновационных технологиях обучения физике. Технологизация обучения физике заключается в обоснованном выборе системы организационных форм, методов, средств обучения физике на основе диагностического целеполагания и их оптимальном сочетании, то есть создании и реализации технологий обучения физике, ориентированных на достижение диагностических целей при управлении процессом обучения с учетом индивидуальных особенностей личности учащихся. Дидактический анализ определений понятия «технология» в педагогике (1,2,4,5,6,7 и др.) Показывает, что содержательное понимание данного термина сводится крайней мере до пяти различных групп толкований 1. Как сочетание методов, средств и организационных форм обучения. 2. Как синоним понятий «педагогическая система», «методика обучения» 3. Как методическая система работы учителя. 4. Как «метод обучения» или «форма организации обучения». 5. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заранее определенными свойствами. Использование понятия «технология» в понимании второй и третьей групп толкований ведет к значительному расширению его содержания. Кроме того, такое толкование приводит к потере первоначального содержания понятия «технология», с которым оно пришло из промышленной сферы. Такие определения, как будто капли одного и того же дождя, сливаясь в единый поток, ведут к резкому росту объема понятия "технология обучения», становится всеобъемлющим. Вместе с тем, М. А.Чошанов, выделяя диагностичнисть целеполагание, результативность, алгоритмованисть и другие признаки технологии обучения, подчеркивает или отсутствие или слабую выраженность (в отличие от технологии обучения) этих признаков в педагогической, дидактической и методической системах (7). В четвертом случае просто происходит подмена понятий, фактически не вносит ничего нового в педагогике. Кроме того, такая трактовка ведет к обеднению содержания понятия «технология обучения». Понимание в пятом случае ставит ряд ограничений на использование понятия «технология» в педагогике. Если основой технологии четко определена конечная диагностическая цель, мы будем говорить о технологии обучения. В качестве диагностической цели могут быть усвоения объема учебного материала, способов действий, необходимых ученику для обучения. В этом случае качество усвоения конкретного учебного материала подвергается итоговом контроля. Когда речь идет не только об учебе, а объектом анализа является также и воспитательные процессы, то в этом случае необходимо употреблять термин «образовательные технологии». Ведь содержательно образование составляет совокупность процессов обучения и воспитания ,. То же касается понятия «педагогическая технология». Понятие «педагогический» содержит уже три взаимосвязанных процесса — обучение, воспитание и развитие. Поэтому в данном случае правомерным может считаться использование понятия «педагогическая технология». Однако образовательная и педагогическая технологии в общем случае не могут основываться на диагностических целях. В дальнейшем мы будем использовать понимание технологии обучения как системного способа организации деятельности учителя и учеников, при котором реализация диагностической цели достигается согласованным сочетанием организационных форм, методов и средств обучения. Такое определение, по существу, объединяет первую и пятую из выделенных групп толкований технологий обучения, однако существенным ограничением является представление целей обучения диагностическим образом. Такая точка зрения на технологии обучения накладывает определенные ограничения и на технологии обучения физике. Понятно, что по мере разработки средствами психологии и педагогики диагностических целей воспитания и развития арсенал технологий обучения будет пополняться и они будут превращаться в педагогические и образовательные технологии. Что касается физики как учебного предмета, понятие «технология обучения физике» базируется на общедидактический определении: технология обучения физике — это системный способ организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения физике, при котором реализация диагностической цели достигается согласованным сочетанием организационных форм, методов и средств обучения физике. Однако возможен и принципиально иной подход к пониманию технологий обучения как научно обоснованного способа воспроизведения образцов организации учебного процесса (педагогической деятельности).

Обсуждение закрыто.