Уровни развития инновационной среды

Уровни развития инновационной среды В контексте образовательных, педагогических процессов и систем среда рассматривается как специально созданная система условий организации образования, жизнедеятельности детей, направленных на формирование качественных изменений в образовании, педагогическом процессе, обучении и воспитании школьников Учитывая эти определения, в контексте нашей публикации целесообразно сделать такое обоснование: инновационная среда региона является совокупностью организации соответствующих условий, созданных для реализации социально-педагогической инициативы и поиска. Возникновение инновационной среды как новообразования педагогической науки является результатом существующих противоречий между инновационной практикой и консервативными формами образования, не соответствуют требованиям времени. Инновационная среда отличается существенным признакам, которые требуют научного обобщения. Основной источниковой базой инновационной среды является социально-педагогическая инициатива. Социально-педагогическая инициатива рассматривается нами в двух аспектах: как предложение, направленное на достижение изменений в различных направлениях образования; как способность выдвигать новые идеи и предложения, а также умение их самостоятельно начинать и решать. В общем социально-педагогическая инициатива стремлением педагога (индивидуальное или коллективное) к самостоятельной и инициативной деятельности с целью повышения эффективности развития школьников. Поскольку социально-педагогическая инициатива является разновидностью-общественной активности, важной речью и стимулом интенсивной профессиональной деятельности, новаторский смысл инициативы формирует мнение общественности и способствует прогрессивным преобразованиям в системе образования. Главная особенность социально-педагогической инициативы заключается в добровольном характере деятельности, когда педагог или педагогический коллектив берут на себя значительно большую степень ответственности, нежели того требуют профессиональные обязанности или общественные нормы. Инновационная среда как системное образование имеет собственную организационно-функциональную структуру. Основными составляющими инновационной среды в образовательном регионе: стратегия развития образования региона, тактика формирования инновационных процессов, содержание инновационной среды региона, организационное обеспечение развития инновационной среды (операционные управленческие технологии), прогнозирования развития образования региона. Каждый из элементов структуры наполняет инновационная среда своей характерной направленностью изменений. Взаимодействуя между собой, они образуют единое инновационное фон, который выступает основой развития профессиональной компетентности педагогов и образовании региона в целом. Как видим, основным элементом инновационного региона стратегия регионального развития образования.

Это предполагает наличие общей руководящей линии деятельности органов управления образованием региона в определении и достижении перспективных направлений развития отрасли. Одним из ведущих направлений является признание приоритетов инновационного развития. Учет тактики формирования инновационных процессов позволяет формализацию инновационных процессов на основе научно-методического обоснования. Содержание инновационной среды в регионе создает предпосылки для новых направлений поиска. Организационное обеспечение развития инновационной среды ставит целью отбор таких оперативных технологий, результатом которых становится эффективный инновационный продукт. Элемент прогнозирования в инновационной среде имеет важное значение, поскольку на основе приобретенного инновационного опыта и полученного результата формируется новое видение перспектив развития. Поскольку инновационная среда региона обладает способностью меняться, нами выделении основных уровня его развития и осуществлено их анализ. Так, основными уровнями развития инновационной среды можно считать: адаптивный, профессионально-репродуктивный, творческий и стратегически целевой. Адаптивный уровень развития инновационной среды, в основном, присущ тем учебным заведениям, которые осознали необходимость изменений в образовании. Опираясь на традиционный опыт, педагоги пытаются самостоятельно решать вопросы обновления содержания, технологий обучения; интуитивно использовать инновационный опыт других. Для адаптивного этапа характерно: неустойчивое отношение субъектов педагогической практики традиционной системы школьного образования; высокий уровень информационной насыщенности; наличие активной профессиональной рефлексии субъектов педагогической практики по адаптации новых идей; низкий уровень использования механизмов исследования и отсутствие у педагогов навыков инновационного поиска; выявление и внедрение в практику школьного обучения образовательных нововведений интуитивным путем; отсутствие соответствующих организационных структур в регионе. Особенностью профессионально-продуктивного уровня развития инновационной среды является переход профессиональной управленческой деятельности на научно-методическую основу. Главная цель этого уровня заключается в необходимости создания системы мотивационного, технологического, личностного обеспечения процесса формирования профессиональной компетентности педагогов к изменениям. Признаками профессионально-репродуктивного уровня определены: освоения нормативно-регулятивной базы инновационной сферы; наличие соответствующих организационных структур в системе общего среднего образования столичного региона; создание научно-методической базы сопровождения образовательных нововведений; активизация познавательной рефлексии субъектов педагогической практики по инновационных процессов; развитие начальных навыков инновационного поиска. Творческий уровень развития инновационной среды характеризуется принятием новых ценностей образования, раскрывает возможности для творческой трансформации их в школьную практику. Такой уровень инновационных изменений достигается в результате организации постоянно действующих семинаров, практикумов, вовлеченности педагогов к проектированию программ развития школы и тому подобное. Творческий этап отличается следующим характеристикам как: развитие нормативно-регулятивных механизмов внедрения образовательных нововведений; научно-методическая и организационная обеспеченность инновационных процессов на различных уровнях системы образования (региональном, районном, школьном); поиск индивидуального подхода в реализации инновационного процесса каждым учебным заведением; профессиональная готовность субъектов педагогической практики в инновационный поиска; поиски адекватных цели и задачам инновационного исследования механизмов оценки эффективности инновационного процесса. Стратегически-целевой уровень инновационных преобразований раскрывает уровень високоорганизацийнои культуры школы, где осуществляется целенаправленное руководство инновационными процессами и создаются соответствующие социально-педагогические условия для личностного развития каждого. Достижение такого сопровождается принятием новой стратегии развития школы, целостностью, внутренним единством и гармоничным взаимодействием всех составляющих инновационного процесса. Признаками стратегически целевого этапа в регионе определены: наличие учебных заведений в столичном регионе с программами инновационного развития; профессиональная компетентность субъектов инновационного поиска к разработке и внедрению программ инновационного развития на основе перспективного прогнозирования; наличие системы подготовки педагогов к реализации инновационных процессов; расширение возможностей инновационной сферы путем моральной и материальной поддержки со стороны общественных кругов. Эффективность развития инновационной среды в регионе достигается при условии разработки и внедрения механизмов изучения производительности инновационных процессов. Согласно теории управления, а также логики развертывания инновационных процессов изучения производительности происходит на основе показателей "жизненного цикла нововведений, а также факторно-критериальных параметров инновационной среды (см. Материал этого автора в предыдущем номере журнала (" Директор школы. Украина "03/08, — Ред.). Целесообразными механизмами отслеживания такой производительности является контроль и оценка.

Обсуждение закрыто.