Педагогические условия формирования любви к украинскому языку учащихся средних классов в внешкольное время часть 6

Во время внеклассной работы нужно якнайвдумливише реализовать принцип индивидуального подхода к учащимся. Ведь внеурочные мероприятия предусматривают развитие индивидуальных способностей и наклонностей, особенно у тех, кто склонен к филологии. Способности, склонности и интересы школьников учитель обнаруживает, наблюдая на уроках по тому, насколько быстро и правильно отвечают отдельные ученики на вопросы, требующие самостоятельного анализа, выводов, обобщений; как улавливают связи между различными языковыми явлениями и фактами; или богатый лексический запас в них; которые составляют предложения, приводят примеры и тому подобное. Эти наблюдения используются при распределении между учениками обязанностей во внеклассной работе: для каждого определяются соответствующие его развития и наклонностям задачи, тема, вид работы. Ученикам, которые интересуются исследовательской работой, предлагаются задания на лингвистический анализ текста, сбор материала по топонимике родного края, по диалектологии, о культуре речи учащихся школы и т. д. Большой индивидуальной работы требует подготовка к каждому внеклассного мероприятия. Ведь участники внеклассной работы имеют определенные поручения и самостоятельно работают над ними. Учитель — организатор языкового мероприятия консультирует их, оказывает помощь, контролирует состояние и качество подготовки. В такой повседневной индивидуальной работе с учащимися лучше выявляются их интересы, способности, особенности памяти, мышления, воли. Всестороннее изучение личности ученика позволяет правильно управлять развитием его способностей, интересов, тренировать волю, выдержку, учить владеть собой, держаться перед аудиторией и тому подобное. Особенно большое внимание уделяется развитию творческих наклонностей. На многих внеурочных мероприятиях предлагаются задания на составление рассказов, предложений, загадок шарад и т. Д. Для учеников, которые проявляют творческие способности, организуются специальные кружки, общества, клубы; планируется выпуск газет, журналов, альманахов, где помещаются лучшие произведения. Кроме дидактических принципов, которых учитель придерживается как на уроках, так и на внеурочных мероприятиях, называют еще специальные, присущие внеклассной работе положения, учет которых обеспечивает и гарантирует успешное проведение ее. На первое место среди них ставится принцип добровольности. С одной стороны, это облегчает работу организатора внеклассных мероприятий: взяв на себя определенные обязанности добровольно, ученик охотно и добросовестно выполняет их, он дисциплинирован, придерживается установленных требований. С другой стороны, положение о добровольном участии учащихся во внеклассной работе накладывает на ее организаторов обязанность заинтересовать детей, привлечь их к участию во внеурочных мероприятиях. Желание работать над определенными вопросами языка редко возникает стихийно. Оно развивается учителем во время урока и во внеурочной работе. В связи с этим важное значение имеют хорошо продуманные общешкольные массовые языковые мероприятия: вечера и утра языка, олимпиады, языковые стенные газеты, уголки и т. Д. Организуя тот или иной вид внеклассной работы, особенно кружок, учитель должен провести большую подготовительную работу, чтобы вызвать у учащихся желание быть активными участниками соответствующего мероприятия. Следует помнить, что ученики участвуют во внеклассных мероприятиях, руководствуясь не только интересом к вопросам языка, но и по другим мотивам: желание дополнительно работать над украинским языком и повысить свою успеваемость по этой учебной дисциплины; быть на занятиях любимого учителя, интересно проводит уроки и любую другую работу; не расставаться с товарищами, которые любят язык, интересуются ею и тому подобное. Немало среди участников внеклассной работы по языку и тех, кто увлекается различными мероприятиями, идет на них любопытства, желания узнать, интересно и чем занимаются там ученики. Учитель — организатор внеклассной работы по языку, привлекая к ней школьников, использует различные факторы, все названные мотивы. В дальнейшем желание учеников участвовать во внеклассной работе поддерживается. В практике школ некоторые учителя к внеклассной работе привлекают только сильных, способных к речи учащихся. Вполне понятно, что с такими учениками легко работать, внеурочная работа заметно сказывается на их знаниях, внеклассные мероприятия проходят эффективно. Гораздо труднее работать с «слабыми» учениками. Они требуют затраты большого количества времени, особого внимания, для них подбирать посильные задачи. Очень сложно готовить и проводить внеклассные занятия по участием хорошо и недостаточно подготовленных по языку учеников так, чтобы на них активными были все. Несмотря на это, внеклассной работы следует обязательно поощрять слабых и даже неуспевающих по языку школьников. Такое мнение подчеркивается многими учителями и методистами. Организуя внеклассную работу, учителя добиваются, чтобы недостаточно подготовлены учащиеся были пассивными слушателями, а принимали посильное участие во всех мероприятиях, выполняя поручение, в которых учитываются их возможности. Заинтересовавшись языке, такие ученики охотно работают над ней не только во время внеклассных мероприятий, но и на уроках и дома. Участие во внеклассной работе по языку способствует, таким образом, общему развитию их, обогащению знаний, положительно сказывается на успеваемости. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К внеклассных мероприятий 3. ЯЗЫКА. Одной из главных предпосылок успешного проведения внеклассной работы по украинскому языку является возбуждение и поддержание у учащихся интереса к ней. Воспитание глубокого интеллектуального интереса является важной задачей внеурочных мероприятий. Заинтересованность внеклассной работой с языка развивается различными путями. Среди них не на первом месте стоит понимание учениками значение родного языка как учебной дисциплины для образования и общего развития человека. Систематически практикуя внеурочные мероприятия по языку, учитель дает возможность детям убедиться в практической ценности внеклассной работы, в положительном воздействии ее на знания и навыки по языку. Очень важным для практики внеклассной работы по языку вообще и для возбуждения у учащихся интереса к ней в частности вопрос об использовании в внеклассных мероприятиях материалов «интересной грамматики» (правильнее — «интересной языка»). Чтобы оценить роль и место интересного во внеклассной работе, надо прежде всего не смешивать интересное с развлекательным. Материалы «интересной языка» используются не для того, чтобы развлекать учеников, а с целью ознакомления их с определенными фактами языка, повторение и закрепление знаний по соответствующей теме. Среди материалов «интересной языка», используемые в практике проведения внеклассной работы, можно выделить интересные по содержанию и по форме проведения. И первые, и вторые используются в учебных целях и развивают сообразительность учеников. Однако первые ценные для активизации учащихся и возбуждения их любознательности, так интересуют фактами, явлениями языка, то есть сведениями по языкознанию. Таковы, например, информации под рубрикой «Знаешь ли ты?», Сообщение о звуковой системе или грамматический строй оригинальных в этом отношении языков мира, беседы о работе писателей над языком произведений, исследования этимологии слов, фразеологизмов и мн. Методы и приемы проведения этой внеклассной работы могут быть такими же, как и на уроке, однако содержание явлений, рассматриваемых должен вызвать интеллектуальный интерес, порождать желание больше знать о языке, работать над словом, углубиться в науку о нем. Вполне понятно, что для таких видов внеклассной работы учителю приходится тщательно подбирать языковой материал, чтобы он был интересным, отвечал возрастным особенностям, уровню знаний и запросам учеников. Это немалый сложности работа, потому научно-популярной литературы по языкознанию, рассчитанной на школьников, все еще явно недостаточно.

Обсуждение закрыто.