Управленческая культура как составляющая подготовки будущего менеджера образования

Управленческая культура как составляющая подготовки будущего менеджера образования Образование в Украине играет значительную роль в системе социальных институтов, выполняет традиционные функции передачи знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, развивает у молодежи эрудицию и интеллект и реально определяет культурные ориентиры будущего общества. Поэтому устоявшиеся стереотипы в системе управления образованием не должны препятствовать социокультурным основам и стремлением современной молодежи к инициативе, инноваций, полной самореализации. Главное — создать среду, в которой субъекты учебно-воспитательного процесса были бы способны учиться и работать для достижения общей цели. Образование в Украине считается одним из основных компонентов общечеловеческих ценностей. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору. В основу образования положены общечеловеческие ценности — гуманизм, патриотизм, демократию, мир и дружбу между народами, согласие между национальными и религиозными сообществами, социальную справедливость, трудолюбие, уважение к национальной и мировой культуры. То есть содержание государственного украинского образования предполагает всестороннее и гармоничное развитие человека как в патриотическом, трудовом, нравственном, так и в национальном, правовом и других аспектах. Важное значение приобретают не только философско-социологические рассуждения о различии в дефинициях «человек грамотный», «человек культурный», «человек компетентный», «человек обученный» и др. Речь идет о выяснении того, связана система образования с практикой, обеспечена она предметным аксиологических содержанием, психолого-педагогическими технологиями, насколько государство и общество вообще имеют в ней потребность. На взгляд В. Лугового, все образовательные явления имеют главную системное качество быть надбиологично произведенным способом целенаправленного, организованно-упорядоченного информационного окультуривания индивидов с целью обеспечения социально-культурной жизни. Реализация аксиологического подхода в современном учебном заведении направлена на отбор и трансляцию в молодые ведущих социальных ценностей гуманистической направленности. Весомый вклад в разработку этой проблемы сделали Е. Шиянов, Н. Асташова, И. Бех, В. Крижко, М. Михальченко, И. Зязюна, В. Огневьюка, Н. Никандров, И. Исаев, К. Абульханова-Славская , В. Луговий, О. Вишневский, В. Караковський, В. Сластьонин, О. Сухомлинська и другие. Аксиологический потенциал образования и ценностно-смысловой подход к организации государственного управления образованием определяется Конституцией Украины, Национальной доктриной развития образования и законами об образовании. Рассмотрение проблематики ценностных ориентаций в педагогической системе непосредственно связан с развитием культуры личности. Среди педагогов, исследующие связи аксиологических и культурологических подходов в педагогике, выделяется позиция И. Беха и Н. МИХАЛЬЧЕНКО. Развитие у руководителя чувство ценности другого человека, отмечает И. Бех, может успешно происходить не только при условии превращения его в «центр Вселенной», а при условии своевременного блокирования в него Эго-поездов, которые деструктивно влияют на нравственном совершенстве личности.

Следует отметить методологическую тезис ученого, которая задает тон профессионально-педагогической деятельности: воспитание — это вхождение человека в культуру. Отметим, что в данном случае вхождения в культуру управления рассматривается как процесс филигранной работы руководителя с педагогами. Это сложный процесс присвоения ценностей через сложные духовные усилия каждого человека. И чем сложнее ценностное круг, тем больше усилий она требует от руководителя. М. Михальченко в своих педагогических поисках обращается к культурологических ценностей, выработанных человечеством, и дающих духовные силы сегодня. Его убежденность в том, что руководитель как представитель культуры должен предлагать педагогам высшие ценности и формировать к ним особое отношение, соотносится с организацией образовательного процесса на основе ежедневного ценностного выбора. Изначально о ценности говорили как об элементах нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, который, выражаясь в установках, свойствах и качествах, определяющих отношение человека к обществу, природе, к другим людям, к самому себе. В образовательном процессе ценностные ориентации выступают как объект деятельности руководителя и педагогов. Отсюда вывод, что развитость аксиосферы менеджера образования, полное и органическое освоения ценностей учащимися, студентами является условием оптимальности нравственного воспитания как основы духовного развития личности. Во аксиосферы мы понимаем уникальное духовное образование, которое включает ценностные ориентации, обеспечивающих самосохранения человека в пространстве и во времени. Общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные исторической практикой общества, высоко ценятся и являются обязательными для успешной управленческой деятельности будущего менеджера образования. Мир культуры предстает прежде всего как мир ценностей материальных и духовных, созданных или выделенных в природе человеком, которыми она наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности. Ценность означает значимость, полезность или вредность чего-либо для человека, группы, общества. Ценность может помочь оценить что-либо по сравнению, то есть выступить критерием выбора. Ценность сама становится ориентиром, так как она является средством достижения цели. Культура менеджмента — это достигнутый уровень эффективности управления в различных сферах за счет высокой культуры самого менеджера, организационной культуры учреждения образования, прогрессивной системы деловых отношений со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Управленческую культуру формируют не только менеджеры, но и все педагоги, сотрудники, воспитанники в процессе взаимодействия учреждения образования с ними. Культура менеджмента получила собственный смысл в результате интегративного эффекта взаимовлияния комплекса научных теорий и производных от них управленческих технологий. Многосложная сущность человека — субъекта культуры менеджмента — определила присвоения (интериоризации) основ духовной, эмоционально-чувственной, умственной и деятельностной культур, по-разному влияют на мышление и деятельность руководителей. Реально это влияние осуществляется путем устаревания и восстановление разделяемых человеком ценностей, являющихся одновременно ядром каждой культуры. Чем большим количеством ценностей, взятых от разных культур, обладает человек, тем она культурнее. Новое содержание в системе культуры приобретают такие понятия, как корректность и толерантность. Корректность и толерантность не только предотвращают социальным конфликтам — они способствуют гармоничности межличностных отношений, поиска диалога по религиозным, национальным, языковым, статусных вопросов. Менеджер образования выступает руководителем, формирует отношение внутри и вне организации, ориентирует членов организации на достижение целей. Он ежедневно принимает решения, основанные на личных принципах и ценностях. Если личные ценности нечеткие, менеджеру не хватает достаточно жестких оснований для суждений, которые в этом случае могут восприниматься окружающими как необоснованные. Современная концепция успешного управления ориентирована на такие ценности, как эффективность, реализация потенциала работников и растущая готовность к нововведениям. Менеджеры, которые имеют нечеткие основные принципы или отступают от них или основываются на ценностях вчерашнего дня, не способны осуществлять эффективного руководства. По мнению Терентьев, ценности менеджмента — это сознательный выбор системы идей, они имеют особое значение и приняты в качестве направляющих предпосылок, на основе которых менеджеры осуществляют свою профессиональную деятельность. Главное для успешной управленческой деятельности (иррациональной в своей основе — ведь, например, отсутствуют рациональные формулы красоты, чести, величия, совести и др.) — Это способность менеджера к состраданию, «эмоционального резонанса», понимание чувственного состояния другого субъекта (который радует, а что — огорчает), способность «видеть глазами другого человека, слышать и чувствовать, как она», и вызвать соответствующий отклик педагогов. Управленческая деятельность требует развитой душевности, чувственности, сентиментальной открытости руководителя ради возможности трансмиссии иррационального культурного опыта человечества, который является неотъемлемым компонентом всякой культуры. Основным фактором, который влияет на процесс профессиональной подготовки менеджеров, является система ценностей. Система ценностей выступает как наиболее абстрактный уровень регуляции. Одной из важнейших общечеловеческих ценностей является социокультурная природа образования, то есть система образования выступает органической частью общества и культурной жизни и может рассматриваться и оцениваться только во взаимосвязи с ними.

Шлейка «Puppia» http://charmpets.ru/product/-shlejka-puppia/index.htm всё для вашей собаки.

Обсуждение закрыто.