Учебная среда современных педагогических систем

Создание и использование интегрированных систем ЗН полностью соответствует закону императивности, на котором, в частности, базируется дидактика: процесс является интегративным тогда и только тогда, когда выполняются следующие условия: появление качественно новых свойств в результате интеграции, наличие системно-структурного характера интегрированные объекта, сохранение индивидуальных признаков элементов интеграции, существование нескольких стабильных состояний интегрированные объекта. Концептуальными принципами, на которых базируется создание современных ЛКЗН, являются: современная элементная база, модульность построения, технико-технологическая совместимость, системная открытость, наличие средств соединения модулей с компьютером, наличие специального программного обеспечения управления учебным экспериментом и обработки его результатов. ЛКЗН обеспечивают возможность: гибко синтезировать и динамически изменять НС, независимо использовать отдельные ЗН, организовывать взаимодействие различных отдельных ЗН по нескольким структурами, использовать различные технологии обучения и воспитания, создавать условия для реализации различных форм организации учебно-воспитательного процесса, учитывать имеющиеся педагогические возможности преподавательского состава , разворачивать, представлять и иллюстрировать в НС реальные объекты и процессы объективного мира или их искусственные модельные отпечатки, многоцелевое учебное и научное использование, применение при изучении нескольких учебных тем и даже предметов, наскризности и преемственности применения ЗН в образовании и научной деятельности, в различных типах учебно-воспитательных заведений и на разных уровнях получения образования. Технологическую составляющую НС образуют модели педагогических технологий. Среди многих известных определений педагогической технологии приведем следующие из них: «Педагогическая технология — сфера знания, которая включает методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей образования», "Педагогическая технология отражает процесс разработки и реализации в образовательном учреждении педагогического проекта, который отражает определенную систему педагогических взглядов, направленных на достижение определенной образовательной цели, определяет образец профессионально-педагогической деятельности по его реализации ". В науке и практике для описания состава и структуры процесса решения задачи рядом с технологии решения задачи (осуществление различных видов деятельности) часто употребляется термин механизмы решения задачи (осуществление деятельности, функционирования, поведения, регулирования, управления системами и т. д.). Нередки случаи, когда эти термины употребляются неправильно. Поэтому, целесообразно навезти наше понимание этих семантически близких, но все же разных (по некоторым существенным признакам) понятий и, таким образом, предложить подходы к их корректного применения для описания процесса решения задачи (деятельности различных систем). Очевидно, что когда следующие признаки описания процесса решения задачи (особенности описания процесса решения задачи) не являются существенными для данного конкретного рассмотрения реализации задачи, употребление каждого из этих двух сроков эквивалентен (оба этих сроки могут использоваться равнозначно). Опираясь на определение задачи, предложенное В. М.Глушковым, отметим, что под задачей понимается формирующая (задающая — рус.) Система, которая рассматривается по отношению к существующей или потенциальной реализующей (решающей — рус.) Системы и которая состоит из предмета деятельности (предметной области) и цели деятельности. Решение задачи можно рассматривать как процесс перевода формирующей системы из одного состояния (фазы) в другой. Сам этот процесс осуществляется реализующей системой, которая включает способы и средства решения задач. По таким пониманием модель задачи (задачи, деятельности) включает формирующую и реализующую части. В формирующей части модели задачи задаются цели и предметная область задачи (деятельности). Выделяют классы задач (задач, видов деятельности), для которых существуют (можно применить) единые механизмы (алгоритмы) их решения (например, классы математических задач с разработанными и известными алгоритмами их надежного решения, задачи управленческой деятельности и т. д.). Способность решить задачу (осуществить ожидаемую деятельность), которое сформулировано в формирующей части модели задачи, определяется реализующей частью модели задачи (ее процессором), которая характеризуется «приспособленностью» по решению задач данного класса (осуществление соответствующего вида деятельности) и «мощностью» относительно возможности получения окончательного решения (завершение деятельности) за допустимое время. Содержательная близость понятий механизма и технологии деятельности заключается в том, что как механизмы, так и технологии деятельности являются моделями реализующей части модели деятельности (модели задачи), и поэтому во-первых , как механизмы, так и технологии деятельности опираются на формирующую часть модели деятельности (задачи, системы), в которой задаются цели и предметная область деятельности; деятельность (задачи) есть целое (проблемно) направленной и предметно ориентированной (по определению), поэтому, как механизмы, так и технологии являются целенаправленными и предметно (Задачно) ориентированными в пределах данной задачи (его целевого поля и предметной области); во-вторых, как механизмы, так и технологии деятельности (решение задач) определяют структуру осуществления деятельности и опираются на известные и выбраны в данном конкретном случае методы реализации той или иной деятельности (того или иного вида деятельности, задач данного класса). Существенное же различие между этими понятиями заключается в том, что механизм деятельности — это модель идеальной (теоретически ожидаемой, желаемой, безошибочной) деятельности . В свою очередь, технология деятельности — это модель реальной деятельности, которая осуществляется в реальных условиях и ограничениях практики. «Реальность» (а не идеальность) технологий деятельности указывает на то, что механизмы деятельности реализуются в технологиях реальной среды деятельности. Технологии опираются на реальные (наличные) возможности средств и субъектов деятельности, функции (параметры) которых могут полностью не соответствовать требованиям теоретически заложенных механизмов деятельности (идеальным моделям деятельности). Поэтому деятельность реальных систем, работающих по реальным технологиям, может полностью не воспроизводить заложенные в них механизмы деятельности, вносить в характер функционирования и развития систем, в параметры и характеристики их конечных продуктов погрешности, которые причинении неточностью воспроизведения в средствах и технологиях деятельности заложенных механизмов деятельности систем. Итак, можно говорить на технологические ограничения механизмов деятельности систем, которые обусловлены уровнем развития научно-технического прогресса, социально-экономического развития общества, масштабами достижений науки и техники, глубиной их осознание и освоение обществом и отдельными людьми, глубиной их практического применения в практике жизни. Таким образом, положительная продвижение научно-технического прогресса и социального развития общества, катализируют процессы разработки новейших (новых поколений) средств и методов деятельности. В свою очередь, по мере создания новых средств и методов деятельности создаются потенциальные возможности разработки таких новых, осовремененных механизмов в той или иной области деятельности, которые бы отвечали насущным потребностям практики. Поэтому, механизмы, с одной стороны, и технологии, с другой, взаимообусловленными и должны развиваться и внедряться сбалансировано.

Обсуждение закрыто.