Пути совершенствования техники чтения школьников

Доклад на тему: Пути совершенствования техники чтения школьников Без высокой культуры чтения, отмечал В. А. Сухомлинский, нет ни школы, ни настоящей умственной работы. чтение является основой освоения всех наук, развития человеческого интеллекта. В этом сложном процессе участвуют зрение, мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Детям просто сочетать одновременно зрительное восприятие букв и произношение звуков, слов, предложений, осознавать прочитанное, определять становление к нему. Не обладая техникой чтения, ребенок теряет к нему интерес, плохо понимает и усваивает содержание, быстро утомляется. поэтому развитие техники этого вмяння и понимание прочитанного — слов, словосочетаний, предложений — взаимосвязаны и должны осуществляться одновременно. На скорость чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, угол зрения чтеца, умение артикулировать, постановка дыхания, характер текста (содержание легкий или сложный, интересный — неинтересный), образ слова (шрифт, четкость печати), развитие антиципации — умение предвидеть следующие буквы, слово). Совершенствованию этого процесса способствуют стимуляция к быстрому чтению, систематический учет и регулирование скорости. Если последовательно уделять внимание этим факторам, то скорость чтения увеличивается на 50-100%. Какими же приемами можно расширять объем поля зрения, развивать артикуляцию, отрабатывать постановку дыхания, темп, понимание словосочетания, оценивать речевое развитие учащихся, чтобы добиться максимальных показателей? Развитие анализаторов: здорового, языкового, слухового. В ходе чтения отрабатывать информацию помогают три блока. Первый — зрительный анализатор (восприятие текста движением глаз), второй — языковой (информация произносится — артикулируется) и третий — слуховой (слушается речевое перевод сприййнятого). Важную роль здесь играет образ слова, поскольку оно связано с определенным содержанием. Часто, видя слово при многократном чтении, мы воспринимаем и буквы, и его общую форму, и слова в виде отдельных образов и целых частей фраз. От степени развития зрительного, речевого и слухового анализаторов зависит и активнисть познавательной деятельности. Речевом развитии учащихся (особенно в первых классах) способствуют игры, является переходным этапом к учебной деятельности. Если мы хотим научить думать, надо научить придумывать, справедливо говорил Д. Родари. Предлагаем ряд игр для школьников. Подберите слово. М е т а. Определить уровень речевого развития и обогатить активный словарь новыми словами. Предлагаем подобрать к словам-предметам по 2-3-4 слова-признаки или действия. Скажем весна — ранняя, затяжная, стремительная; книга-интересная, толстая, старинная, художественная; елка — красивая, стройная, зеленая; вопрос — сложное, простое, риторический. Какое слово дольше. М е т а. Развивать фонематический слух; членить слова на слоги, звуки; определять последовательность звуков. Рекомендуем пары слов, напиелад час или минута, змея или червь, день или ночь, зима или весна. Создайте новое слово. . М е т а. Отработать технику чтения (проговарювання) одно- , двух- , три составляющих слов, ударение; обогатить словарь; закрепить произношение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков.

Предлагаем детям слова из учебника, а к ним задачи: 1. Прочитать слова одно — двухсложные, с ударением на И или на II складе; объясните многозначность или значение приведенных слов: бак, рак, мак, лак, так, крюк; дуб, зуб, волосы, куб; жук, сук, лук, бук; лить, пить, шить, жить, бить; сила, пила, шила, лила; чайка, майка, гайка, ругань, басня; 2. Замените букву, обозначающую гласный звук: бак, бок, бук, бык, бэк; дом, дам, дым; лук, лик, лак; нас, нос; булка, белка, балка . 3. Прочитайте слова, различающиеся буквенных составом: обберут — обдерут; влетит — взлетит; пополз — заполз. Слова из слова. М е т а. Развивать зрительный, слуховой и речевой анализаторы, отрабатывать звуко — буквенный анализ. Предлагаем слов из учебника ( кот, гастроном, ткани ) задачи: а) с букв представленных слов составить новые кот — ток ; гастроном — астроном, гном, трон, мат, том и др .; б) запишите квази-письмом слова, указав уже изучены буквы, обозначающие гласные или согласные (твердые, мягкие) звуки. Например: нить — ы — — а, кит — к. т — . т астроном — а — в — ом — а — т — оном в) прочитайте слова, где есть совпадение согласных ППГ, ПППГ; с ударением на III составе. Расширение угла зрения. В процессе чтения глаза двигаются скачкообразно. Восприятие текста происходит в момент остановки глаз. Кто читает хорошо, быстро — требует меньше остановок, чем тот, кто читает медленно. Это объясняется разной величиной угла зрения. Она определяется количеством слов, воспринятых читателем за время одной фиксации: в худшем случае — 1-2, в лучшем — 5-6 слов. Задача учителя — расширить зону ясного видения, особенно периферическое (боковое) зрение. Для этого рекомендуем упражнения с числовыми таблицами Шульте и Лезера с составляющими пирамидами. Таблица Шульте составляет квадрат 20Х20 см, разделенный на 25 частей, в каждой из которых вписаны числа от 1 до 25 (см. Табл 1). Таблица Лезера — это прямоугольник 20×40 см, разделенный на 50 частей, куда тоже вписаны числа от 1 до 50 (табл.2):

Табл. 1 Табл.2
21 5 20 2 8 1 28 12 29 9
13 23 9 14 12 11 24 33 25 32
24 10 1 19 17 30 41 6 47 18
16 7 18 25 6 19 35 43 3 39
3 15 4 11 22 36 5 38 13 48
26 4 44 31 8
42 37 14 22 49
17 20 7 2 34
23 45 40 15 50
10 21 46 27 16

FINASTERIDE : British National Formulary

Обсуждение закрыто.