Психолого-педагогическое обеспечение креативного учебно-воспитательного процесса часть 2

Задача психологической службы Способствовать гармоничному, творческом, интеллектуальном, нравственном и физическом развитии лицеистов. Способствовать повышению уровня психологических знаний и профессиональной этики всех работников лицея. Формировать психологический климат лицейского братства в системах: «лицеист-лицеист", «педагог-лицеист», «педагог-педагог», «педагог-родители», «лицеист-родители». Способствовать внедрению основных принципов креативной педагогики в учебно-воспитательный процесс Саксаганского естественнонаучного лицея. Решению этих задач способствует диагностическая работа, которая предусматривает разработку и внедрение диагностических программ для оценки уровня психологического развития лицеистов; уровня усвоения знаний; уровня творческих способностей; уровня развития самосознания и личности лицеистов; профессиональной направленности лицеистов; качества межличностных отношений в коллективе (лицеистов, педагогов, родителей) по уклада лицейской жизни и организации всей работы в лицее; акцентуации характера лицеистов. Избранные такие формы диагностической работы: индивидуальное тестирование лицеистов; групповое тестирование лицеистов при поступлении в вуз и избрании профессии; отбор лицеистов, которые нуждаются в психокоррекции и медико-психологической помощи; анкетирование лицеистов, педагогов, родителей. психопрофилактика, которая направлена на: формирование у лицеистов, педагогов, руководителей и других работников лицея, родителей общей психологической культуры взаимодействия становления лицейского братства; своевременное предупреждение нарушений в развитии лицеистов, их психоэмоционального состояния. Основные формы психопрофилактической работы: участие в родительских собраниях и занятиях родительского комитета лицея; проведения педагогических консилиумов, выступления перед педагогами на педсоветах и совещаниях; посещение уроков и психологический анализ учебной деятельности; участие в планировании учебного, воспитательного процесса; проведения занятий психоэмоционального тренинга; проведения психологической паузы в конце 4-го урока; сотрудничество с газетой «Лицейские сведения».
психологическая консультация москва
Психокоррекционная деятельность, которая направлена на: преодоления отклонений в развитии лицеистов, обучении и поведении; оказания психологической помощи лицеистам, педагогам, родителям, оказавшимся в экстремальных или критических жизненных ситуациях. Психокоррекция включает следующие формы работы: индивидуальную и совместную работу с лицеистами, родителями, педагогами-организаторами классов, учителями в соответствии с выявленной проблемой и программой психологической коррекции; библиотерапию, музыкотерапия; психоэмоциональное тренинг; рефлексотерапию. Консультативная работа, направленная на консультирование лицеистов по проблемам обучения, развития, профессионального и жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самообразования и воспитания; консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам психологии обучения, воспитания, руководства личностью и коллективом. Консультации осуществляются в индивидуальной и групповой формах. Учебная работа, направленная на формирование у лицеистов общих понятий о психике и психологию человека, его поведение и закономерности развития; содействия развитию навыков саморегуляции и организации познавательной (исследовательской) деятельности; выработки у лицеистов адекватной самооценки и чувства собственного достоинства; формирование у лицеистов понимание того, что развитие человека и становление общества — два взаимосвязанных и взаимно дополняющих процессы. Обучение осуществляется по экспериментальной программе «Психология личности», в которую включены элементы знаний о психологии человека. Концепция психолого-педагогических исследований личностного развития лицеистов Модель развития лицеиста как главного действующего лица Модель имеет прикладное значение и создана с целью достижения наилучшего взаимопонимания между педагогами и психологами по содержанию и идее реабилитационного процесса, происходящего в центре. Основополагающими являются следующие положения. 1. Человек является биосоциальным системой. С одной стороны, она — часть системы более высокого уровня (группа, социум, природа), с другой — сама представляет целостную совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющие системных составляющих. 2. Уникальная и неповторимая личность человека возникает как следствие процесса саморазвертывания внутренней данности (организма) под влиянием и во взаимодействии с данностью внешней (природные, социальные и исторические условия). 3. Носителем внутренней, биологической данности есть организм, формирует психические свойства субъекта и имеет такие проявления, как здоровье, психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение) и психические состояния (чувства, внимание и т. д.). 4. Внешняя данность сосредоточена в среде и зависит от момента, географического расположения, типа общества, уровня и состава семьи, национально-культурной среды. Одним словом, это все то, что мы не выбираем, рождаясь на свет. Среда формирует, прежде всего, сознание личности через такие проявления, как передача информации (обучение, средства массовой информации, книги и т. д.), коммуникация (общение, воспитание, социальный статус, мораль), деятельность (труд, творчество, познание, война). 5. Совокупность сознания и индивидуальных качеств субъекта в общем виде и образует личность человека, который составляет целостную и динамичную систему. 6. Личность становится субъектом (деятельности, познания, адаптации и т. п.) только при условии формирования в ней своего «Я» (характера, «Я-концепции», «Я» — образ) как результата самопознания и сознательного развития человека, что тоже представляет собой процесс саморазвертывания индивида во взаимодействии со средой. 7. «Я» — человек — это единственный и универсальный инструмент взаимодействия субъекта со средой, качественные характеристики которого создают характер человека. Практическая ценность этой модели заключается в том, что по данной схеме можно отследить закономерность влияния отдельных факторов на системные элементы субъекта. Внутренний мир личности Основой для разработки и реализации конкретных мероприятий, входящих в программу комплексной реабилитации, является модель, которая сочетает в себе концептуально-психологические представления о природе и структуре личности лицеиста в целом и особенности отдельных ее составляющих.

Обсуждение закрыто.