Уровни сформированности культуры восприятия духовной музыки студентов институтов искусств

Уровни сформированности культуры восприятия духовной музыки студентов институтов искусств Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возвращение к ее традиционных стержневых основ, в том числе и в религиозно-духовных. Духовная музыка занимает одно из важных мест в этом процессе, потому что сочетает в себе как религию, так и искусство. В 90-х годах ХХ в. Д. Лихачева писал: "До последнего времени игнорировалась обстоятельство, что лучшие произведения мировой художественной культуры были созданы под влиянием религиозных чувств и на религиозные темы ... В споре между религией и атеизмом таким выходом является чисто научное образование, включающее в себя науку, искусство, физическое воспитание и церковно-религиозную культуру как объект научного познания, отрасль общественно полезной и значимой деятельности ... как культурологическое знание «. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, лишь подтверждает факт активного использования духовной тематики и духовных произведений в учебно-воспитательной и культурно-художественной работе. Все это является свидетельством переосмысления стереотипов прошлого, когда проблемы „религиозного“ и „церковного“ считались признаками отсталости и недостаточной прогрессивности. Так, систематически проводятся фестивали и конкурсы духовной музыки, репертуар хоровых коллективов пополняется лучшими образцами этой музыки, современные композиторы обращаются к духовной тематике и воплощают ее в различных жанрах (литургии, всенощной, гимнах, псалмах), школьники и студенты активно изучают образцы музыкального творчества, читают и разъясняют тексты Библии. За последнее десятилетие значительно увеличилось число научных исследований, прямо или косвенно связанных с использованием духовной музыки.
Хотите узнать сколько калорий в каких продуктах? Заходите на tort-po-dukanu.ru в диета меню узнайте об этом подробнее.
Вопросы истории ее становления и развития были раскрыты в работах Т. Зверевой, Л. Корний, П. Маценка; проблемы сохранения традиций национальной культуры освещены в научных трудах А. Болгарського, О. Гнатюк, С. Зубановои, В. Иванова, И. Климишина, Б. Кудрика, В. Медушевського О. Олексюк, К. Шамаевои; изучению влияния духовных произведений на развитие образования и искусства были посвящены статьи О. Демьянчука, В. Подрезова, М. Марио, Ю. Медведика, Л. Остапенко. Имея тысячелетний период развития с момента принятия христианства, духовная музыка была частью народа, в ней воплощены черты его характера, психологии, особенности быта, страницы истории. За это время была сохранена и накопленная большое количество произведений, и сегодня имеют высокую эстетическую и нравственную ценность. В течение нескольких веков, постоянно взаимодействуя с народной музыкой и светской композиторской творчеством, духовная музыка была и остается неотъемлемой частью отечественной культуры. Целью нашей статьи является определение уровней сформированности культуры восприятия духовной музыки студентов институтов искусств. В педагогической литературе последних лет широко освещались вопросы, связанные с процессом музыкального восприятия. Общим теоретико-методологическим положением в этих работах, как было определено в предыдущих наших статьях, является признание того, что само восприятие является тем основополагающим фактором, который позволяет управлять процессом влияния искусства на личность. Одним из важных задач, стоящих перед преподавателями высшей школы сегодня, является формирование культуры музыкального восприятия студенческой молодежи. В структуре музыкального восприятия мы выделяем три основных компонента: эмоционально-перцептивный, интеллектуально-смысловой и творчески-деятельностный. Такая дифференциация носит условный характер, ведь музыкальное восприятие представляет собой одновременное монолитный процесс, вбирает в себя особенности вышеперечисленных сторон и препятствует их традиционным противоречием. Эмоционально-перцептивное восприятие предполагает создание таких условий, имеющих повлиять на формирование образного мировоззрения, то есть видение мира в определенных образах, и умение воспринимать различные художественные явления. Музыка обладает большими возможностями яркого, детального, впечатляющего воспроизведения действительности, поэтому на первый план выходит эмоциональная сфера восприятия. Ей отводится важная роль, но она не может быть единственной или главной в этом процессе. В зависимости от функций, жанра музыки ей может принадлежать больше или меньше роль. Надо помнить, что эмоции — это лишь особая форма отражения действительности. Интеллектуально-смысловое восприятие охватывает оперирования соответствующей терминологией, понятиями, понимание особенностей музыкального языка, форм воплощения музыкальных образов, словесную интерпретацию информации, преобразования или ее трансляцию из одной формы выражения в другую, предсказания дальнейшего развития явлений, прогнозирования результатов , которые воспроизводятся с помощью вербального языка (в словесно-понятийном виде). Музыка имеет в своем арсенале эффективные средства создания логично развивающего потока эмоциональных импульсов, которые вызывают у слушателя не только их осмысления, но и размышления о человеке, времени и судьбы мира. Это, по выражению Б. Асафьева, „интеллектуальные ценности“, которые создает „музыкальная ткань, превращая“ сырые факты „- эмоциональную данность — на логически развитую ткань звучаний“. Творческо-деятельностное восприятие представляет собой деятельность познавательного характера, поисково-исследовательскую работу, творческое решение проблемных ситуаций, демонстрацию и применение знаний в практической деятельности, умение комбинировать информационное сообщение в различных сферах художественной деятельности. Для получения достоверных данных, характеризующих уровни сформированности культуры у студентов восприятия духовной музыки, была разработана специальная программа поиска эмпирических референтов и индикаторов: анкеты, метод перекрестного социологического опроса, стандартизированные и свободные интервью, выборочные беседы, педагогические наблюдения, анализ творческих задач и тому подобное. В ходе констатирующего эксперимента были определены три группы критериев сформированности у студентов культуры восприятия духовной музыки: 1) эмоционально-перцептивный, показателями которого являются: развитие «эмоционального мышления», взаимодействие интеллектуального потенциала, высокой нравственности, чувственной восприимчивости, аргументированные суждения о содержании музыкальных произведений, способность постичь художественные ценности произведений из многоцветную гамму художественных эмоций и высших чувств; 2) интеллектуально-смысловой, показателями которого являются: наличие тезауруса для успешного изучения и восприятия музыкальных произведений, степень осознания ценностного назначения жанра духовной музыки, свободное владение основными аксиологическими понятиями и историко-теоретическими знаниями с их последующим применением на практике; понимание специфики выполнения духовных произведений, оперирование приемами художественно-аналитической деятельности (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, тождество, обобщение), личностно-смысловое отношение к произведениям духовной музыки, художественная эрудиция; 3) творчески деятельностный, показателями которого являются: адекватное понимание и интерпретация произведений в исполнительных и вербальных интерпретациях, деятельностное использование знаний, умений и опыта (архивная, поисково-творческая работа), творческая самореализация студента. На основе критериев, в результате диагностической работы было установлено три уровня сформированности культуры восприятия духовной музыки студентами институтов искусств: высокий, средний и низкий. С целью установления уровней сформированности культуры восприятия духовной музыки студентов институтов искусств был проведен констатирующий эксперимент, который проводился в три этапа. В соответствии с вышеупомянутой структуры были определены задачи констатирующего эксперимента, в ходе которого необходимо было выяснить: состояние эмоционального увлечения студентов произведениями духовной музыки (эмоциональный компонент); уровень музыкальной эрудированности студентов, глубину их знаний при восприятии духовных произведений (интеллектуальный компонент); характер творческой активности в процессе музыкального восприятия произведений духовной музыки (компонент творческой реализации).

Обсуждение закрыто.