Улучшение финансового обеспечения развития высшего образования в украине на основе опыта зарубежных стран часть 2

Преимущества такого метода финансирования заключаются в том, что он толкает учебные заведения на изыскание средств эффективного использования определенной суммы, и таким образом, средства перетекают в те области, которые способны эффективно осуществлять обучение. Такой подход используют развитые страны (Канада, Великобритания, Франция, Япония, Швеция, Норвегия) и некоторые развивающиеся страны (Китай, Нигерия). В большинстве развивающихся стран (Бразилия, Аргентина, Индия) и в некоторых развитых странах (Греция, Италия) финансирование осуществляется на договорной основе. Договорное финансирование способствует высокой степени контроля правительства по системе высшего образования в целом, а также по некоторым заведениями. Основной особенностью данного финансирования является то, что уровень выделенных фондов слабо связан с видами деятельности высшего учебного заведения. Различные изменения, такие как увеличение уровня приема студентов не обязательно приводят к адекватному увеличению бюджета. Среди договорных систем можно выделить системы с нарастающим бюджетом (получение ежегодной надбавки, не связанной с изменениями цен, относительно прошлогоднего бюджета), системы с соглашениями «ad hoc» (выделение бюджета на базе договора между представителем учебного заведения и соответствующими министерствами или финансовыми учреждениями , основанный на политическом влиянии представителей данного учебного заведения) и системы с фиксированным доходом (выделение правительством учебным заведениям фиксированного процента от национального дохода, например в Иордании учебные заведения финансируются из процентов от почтового сбора). Однако, договорное финансирование не является эффективным средством выделения средств высшем образовании. Принципиальные недостатки таковы: неопределенность относительно будущего финансирования, отсутствие стимулов к эффективной работе и реакции на внешнее воздействие. Итак, суммируя все вышесказанное и используя опыт зарубежных стран, в Украине с целью улучшения финансового обеспечения высшего образования, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на применение прямых методов финансирования, таких как: финансирование «по результатам», ведь справедливо, когда государство в большей степени финансировать вузы, продуцирующих конкурентоспособного и высокообразованного специалиста, свободно чувствовать себя на рынке труда. Следовало бы также усовершенствовать метод финансирования «по расходам», а именно программный бюджет и составления сметы по видам деятельности, так как это сделали Канада, Великобритания, Франция, Япония, Швеция, Норвегия, Китай и Нигерия. Относительно договорного финансирования, то по данному методу финансового обеспечения можно было бы позаимствовать высокую степень контроля правительства и других контролирующих учреждений за эффективностью использования выделенных средств из государственного бюджета на функционирование высших учебных заведений и предоставления ими качественных образовательных услуг. Также в сфере высшего образования нашей стране стоит улучшить применения грантов и скидок в оплате получения высшего образования в качестве поощрения для талантливых студентов и обеспечения им стопроцентной гарантии получить качественное высшее образование. Таким образом, по нашему мнению, именно увеличение дифференциации видов финансового обеспечения высшего образования со всеми его особенностями сможет значительно повысить образовательный уровень населения в стране. Ведь именно доступна и качественное высшее образование является значительным стимулом экономического роста нашей страны и повышения жизненного уровня населения. Расширение источников финансирования проявляется также в привлечении в сферу высшего образования различных внебюджетных ресурсов. Основными направлениями такого финансового обеспечения высшего образования является предоставление учебными заведениями платных услуг, меценатство, спонсорская поддержка, а также кредитование как высших учебных заведений, так и студентов, пользующихся услугами вузов. По кредитованию сферы высшего образования, то опыт зарубежных стран убеждает, что принцип кредитования населения с целью получения высшего образования успешно реализуется, например во Франции, эта система получила заметное развитие. В Великобритании и Швеции образовательные кредиты имеют спрос у населения. В Украине образовательное кредитование находится только в стадии становления. Поэтому изучению такой практики, которая может быть весьма полезной для нашей страны, посвятим наши будущие исследования, в которых подробно рассмотрим организацию, роль и место финансово-кредитных средств в системе высшего образования Франции, Англии, Швеции, США и других стран, определим элементы, которые можно будет эффективно применять в Украине. Литература

  1. Александров И. Б., Армянские А. Е., Демин В. А. и др. Методика определения потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах // Университетськое управление: практика и анализ. — 2002. — №1. — 272 с. 2. Амоша А., Новикова А. Проблемы и пути обеспечения социальной ориентации экономики Украины // Журнал европейской экономики. — 2005. — Т.4 (№2). — 346 с. 3. Аналитические материалы по результатам мониторинга законодательства в научно-технической сфере экономически развитых стран мира. — К .: ЦИПИН им. Г. М. Доброва НАН Украины, 2003. — 10 с. 4. Атоян В. Р. Организация научной и инновационой деятельности в вузе. — Саратов: УЗИ-во Сарат. гос. техн. ун-та, 1996. — 316 с. 5. Бескид И. Финансовый механизм высшей школы в условиях рынка // Финансы Украины. — 2003. — № 8. — С.103-106. 6. Боголиб Т. М. Финансовое обеспечение развития высшего образования и науки в трансформационный период: монография. — К .: Миллениум, 2006. — 506 с. 7. Боголиб Т. М. Рыночная модель ВУЗ: монография. — К .: Миллениум, 2007. — 264 с.
  2. 8. Болонский В. Высшее образование Украины на рубеже тысячелетий. Проблемы глобализации и интернационализации. — К., 1998. — 227 с. 9. Буковинский В. С. Пути совершенствования планирования расходов на образование // Финансы Украины. — 2004. — № 9. — С.74-84. 10. Высшее образование Украины и Болонский процесс: Учеб. пособие. / Под ред. В. Г. Кремня. — Т .: Учеб. книга — Богдан, 2004. — 384 с. 11. Государственные финансы в транзитивной экономике: Учебное пособие / Карлин М. И., Горбач Л. М., Новосад Л. Я. и др. Под общ. ред. д. э.н., проф. Карлина М. И. — К .: Кондор, 2003. — 220 с. 12. Николаенко С. Н. Высшее образование — источник социально-экономического и культурного развития общества. — М .: Знание, 2005. — 319 с.13. Салыга С. Я. Финансовое обеспечение высшего образования: монография. — Запорожье: ЗЦНТЕИ, 2007 — 252 с. 14.

Обсуждение закрыто.