Педагогические условия использования краеведческого материала на уроках в начальных классах часть 3

О большом значении краеведения для преподавания различных учебных предметов говорил В. Буданов. Он писал, что «конкретное, лично и в натуральную величину изучено местное дает неисчерпаемый источник для сравнения в делах познания воображаемого (личность не спостережуючого), дальнего». Ученый М. Баранський также много прилагал усилия к данной проблеме. Он писал: "В основу школьного краеведения заложена мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое» При этом он предостерегает как опытный педагог, использование примеров из местной жизни — дело очень сложное, трудоемкое и далеко не легкая.
кредит без справок и поручителей

Ученый подчеркивает необходимость постоянного, серьезного изучения края школой с целью более глубокого использования результатов для преподавания естествознания. П. Блонский и П. Швацький тоже придавали большое значение краеведению. В частности П. Блонский оказывал исключительно важное значение краеведению как мощному средству патриотического воспитания, он считал, что между Родиной и родным краем существует неразрывная связь. П. Блонский писал, что «предмет познания ребенка — вся окружающая й действительность, которая рассматривается как единое целое: взгляд ребенка направляется на оточуече естественное и общественная среда». . По П. Шацького, то он говорил, что ребенка необходимо сначала знакомить с тем, что непосредственно ее окружает, что ей знакомо, а не отчуждено. Учителям же необходимо изучать среду, в которой живут дети, из них самих, в детском освещении. Загнутыми через детскую призму. Краеведческий материал помогает детям более глубоко осмыслить учебные задачи, «познать окружающую среду». . В процессе развития краеведческой деятельности создаются благоприятные условия, по словам А. Макаренко, для «социального тренинга» школьников, который заключается в добрых поступках, делах и привычках. Он говорил: «Цель и задачи нашего воспитания должны быть выведены не из чего абстрактного, незнакомого каждому человеку, а из нашей истории, в нашей общественной жизни». Он считал, что человеческую личность, его характер, темперамент, трудовые и умственные навыки следует формировать на основе того краеведческого материала, который присущ тому или иному региону, в котором проживает воспитанник, доносить до его сознания прежде достижения своего народа, а уже потом ближнего и дальнего зарубежья. Ничто так не влияет на формирование личности как традиция. Ведь сохранить традиции, дополнить в них что-то новое — чрезвычайно важная задача каждой школы, а потому лучшие школы — это те, которые накопили определенные традиции, которые используют в своей учебно-воспитательной работе обычаи, традиции, обряды, научные и познавательные материалы передовых деятелей родного края. По его мнению, именно краеведческие достижения способствуют гармоничному развитию личности. Нельзя упустить и то, что А. С. Макаренко для воспитания в коллективе и через коллектив использовал экскурсии и экскурсионно-туристические походы с целью изучения природы и истории Отечества. В. Сухомлинский тоже в своих трудах широко раскрыл важное значение изучению природы родного края как средства всестороннего развития личности. Он считал невозможным полноценное воспитание молодых школьников без общения с родной природой. Отстаивая краеведческий принцип в обучении, В. Сухомлинский отмечал, что одним из недостатков в том, что учитель не использует их для анализа явлений окружающего мира: человек учится понимать, но не учится жить, теоретические истины не становятся ее собственными взглядами на мир " Ученый-педагог разработал стройную систему форм и методов краеведческой работы в школе, он отмечал, что изучая краеведение, каждый ученик возвращается к историческому прошлому своей страны и своего народа. Сухомлинский призывал учителей и родителей вести юное поколение путями героического прошлого и прекрасного настоящего, в частности на краеведческом принципе «построена» и его определенная работа «Сердце отдаю детям». Он говорил: «... пусть безымянный холмик среди полей, заросший кустарником, камень на берегу реки, дуб и тополь у дороги расскажут юному сердцу о героическом прошлом наших дедов и прадедов, о пламенные дни нашего поколения ...». Ярким примером вышесказанного является созданная А. Сухомлинского, «школа под голубым небом», «уроки мышления на зеленой травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зеленом лугу». На использование краеведческого материала на уроках в начальных классах указывал и известный психолог В. Яна. В своей работе «Психологические основы окцендентализму Украины» он отмечает использовании родной природы, обычаев, обрядов, традиций, научно-художественного наследия для формирования личности украинском, его национального сознания и духовности. «Большая ценность — это познание мира, что тебя окружает, его культуры истории», — говорит В. Яна. Ученый-исследователь Д. Чижевский также в своих трудах отмечал использовании в процессе формирования личности достижений и достижений народа в литературе, культуре, искусстве этого региона, той земли, на которой родился ребенок. «Все то, что окружает ее, что она повседневно видит: природа, семья, дом — все это способствует обогащению ее опыта, накоплению знаний». На современном этапе развития педагогической мысли некоторые аспекты проблемы очерчены в работе Л. Мельчакова "Краеведческий подход в преподавании естествознания в начальных классах, где указываются большие потенциальные возможности естествознания, по насыщению его содержания краеведческим материалом, пути реализации последнего на разных этапах урока, А. Остапца «Внеклассная туристско-краеведческая работа с младшими школьниками», которая показывает связь классно-урочной и внеклассной формы работы с учащимися начальных классов, комплексный подход в преподавании краеведческого материала "краеведческие знания детей будут крепкими и сознательными только тогда, когда материал, полученный на уроке будет подкреплен самостоятельной исследовательской деятельностью школьников туристско-краеведческого направления ... " Н. Коваль, П. Нагорнои «Использование краеведческого материала на уроках», В. Петренко, И. Федотова "Проведение краеведческой экскурсии в начальных классах». И. Федотов пишет: «Поведите ребенка на экскурсию в родной лес, на поле, луг и тем самым сформируете у нее любопытство и интерес к познанию своей родины, украинского государства в целом ...» Процесс получения независимости Украины , ее национальное возрождение и развитие, совершенствование отечественной системы образования способствовали осуществлению всестороннего познания края, его природы, культуры, истории экономики, политики. Об этом свидетельствует Указ Президента Украины от 23 января 2001 года «О мерах поддержки краеведческого движения», который ориентирует учителей на важность краеведческой деятельности. Ведь познание «малой родины», ее прошлого и настоящего — важная предпосылка формирования личности, ее сознательного участия в жизни государства. Обобщая вышеизложенный материал, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной и многогранной. Различные аспекты ее решения находились и находятся в зоне активного педагогического исследования, о чем свидетельствует наличие фактического материала.

Обсуждение закрыто.