Требования к специалисту в рыночной среде и структура профессиональной компетентности будущего экономиста часть 3

Определение места бизнес-тренингов в системе подготовки специалистов также обусловлена их соответствием определенным образовательным концепциям и технологиям профессиональной подготовки. Так в современных интенсивных технологиях обучения по экономическим дисциплинам лидируют такие дидактические подходы (концепции): традиционный (когнитивный), социально-ролевой , „ поведенческий "15. (Табл. 1.1.10.) Таблица 1.1.10. Основные дидактические концепции интенсивных технологий обучения

Подход Сущность концепции Формы и методы внедрения
1 Традиционный (когнитивный) направлен на развитие теоретического мышления, усвоение студентами знаний основных экономических понятий и теорий, формирование базовых умений анализа, обобщения, классификации и характеристики явлений и закономерностей экономической жизни общества. формы и методы работы, предметом которых является воспроизведение изученного с различными приемами активизации традиционных учебных занятий.
2. Социально-ролевой направлен на усвоение ролевых позиций субъекта в структуре социально-экономических отношений профессионального самоопределения и формирования деловых качеств личности. Все экономические явления и закономерности рассматриваются с точки зрения определенных субъектов хозяйственных процессов. разнообразные активные методы обучения и изменения традиционных ролей и способов поведения в аудитории
3. Поведенческий направлен на формирование умений студентов адекватно реагировать, принимать решения в проблемных ситуациях. решения практических задач, имитационное моделирование, организации совместной деятельности, обсуждение решений, презентации проектов.
Когнитивный подход направлен на развитие теоретического мышления, усвоение студентами знаний основных экономических понятий и теорий, формирование базовых умений анализа, обобщения, классификации и характеристики явлений и закономерностей экономической жизни общества. При этом используются формы и методы работы, предметом которых является воспроизведение изученного с различными приемами активизации традиционных учебных занятий. Однако сам по себе этот подход не может обеспечить высокий уровень мотивации к изучению предмета и эффективное взаимодействие участников процесса. Такая организация деятельности больше подходит для студентов с высокой самомотивацией, с осознанным профессиональным самоопределением. Социально — ролевой подход в обучении направлен на усвоение ролевых позиций субъекта в структуре социально-экономических отношений. Содержание дисциплины при этом выступает средством для анализа и моделирования таких отношений и усвоения соответствующих ролевых функций. Все экономические явления и закономерности рассматриваются не абстрактно, а точки зрения определенных субъектов хозяйственных процессов, а формы и методы деятельности избираются таким образом, чтобы студент мог „ примерить "к себе определенную роль и осуществить соответствующую саморефлексии. Такой подход создает условия для профессионального самоопределения и формирования деловых качеств личности, а от преподавателя требует совершенного владения содержанием материала и арсеналом различных активных методов обучения и изменения традиционных ролей и способов поведения в аудитории. &Bdquo; Поведенческий "подход реализуется в традициях имитационного моделирования и направлен на формирование умений студентов принимать решения в проблемных ситуациях. Для этого формируется банк конкретных ситуаций и модели их решения, информационно-теоретическое обеспечение по соответствующей тематике, предусмотрены соответствующие формы работы в аудиторный и внеаудиторное время. Среди таких, помимо традиционных занятий: „ биржа труда «, „ молодежный клуб», мини-предприятие, выездные сборы, „ экономическое агентство «, практика на предприятиях, комплексные („ сквозные») дидактические игры, учебное проектирование и т. д. Разработка проектов позволяет не только формировать знания и умения в деятельностной форме, но и обеспечивает целостность восприятия практической деятельности. Использование игровых форм дает возможность овладевать необходимым содержанием деятельности и одновременно приобретать опыт ее „ переживания ", формировать отношение к ней, анализировать и проектировать проблемные ситуации. Среди требований эффективности дидактических игр — распределение и изменение ролевых позиций между участниками игры. Это происходит при решении практических задач, организации совместной деятельности, коллективном обсуждении решений, презентации и защите своих результатов. Происходит реализация принципа осознанного обучения, является основой знаний, условием их сохранения, закрепления и применения. Знания, приобретенные в процессе деятельности, обеспечивают необходимость ориентирования на них при решении практических задач. Такая работа формирует практический опыт собственной предпринимательской деятельности, дисциплинирует, повышает самооценку участников, создает соответствующий эмоциональный фон. Это, своего рода, „ игра в бизнес ", которая разворачивается в реальном времени и реальных рыночных отношениях. Она требует значительной подготовки и больших затрат, поэтому увеличивается доля внеаудиторной (самостоятельной) работы. Понятно, что ее успешность зависит от того, каким профессиональным уровнем и статусом обладает преподаватель или руководитель. Использование элементов тренинг-обучение в профессиональном образовании имеет давние традиции. Согласно ортодоксальными подходами относительно назначения тренинга — формирование у работников навыков эффективного выполнения, можно считать, что такая форма обучения присутствовала во всех системах профессионального образования и воплощалась она из принципа „ обучение в деятельности ". Тренинг осуществлялся на базе производственной учреждения или по ее заказу, в образовательном учреждении. Традиционно его целью было быстрое овладение типичными профессиональными навыками, предотвращения типичных ошибок и трудностей будущего работника. Подобный тренинг предполагает своеобразное вхождения в профессиональную деятельность, он осуществляется на базе производственной учреждения или в образовательном учреждении по ее заказу. Преподаватель является организатором и ретранслятором информации, его основная функция передача готовых знаний, пригодных для формирования профессионального мастерства будущих работников. Роль других участников — слушателей тренинг-обучение: многократное повторение и усвоение моделей проверенных профессиональных действий, которые необходимы для выполнения специфических операций и функций. В ходе такой работы происходит отбор лучших исполнителей, способных к абсолютному принятия процедур и ритуалов. Такие модели бизнес-тренингов более характерны для этапа к практической подготовки специалиста. Задача преподавателя — направить ход работы на заданный заказчиком результат, который можно сопоставить со стандартами.

Обсуждение закрыто.