Педагогическая направленность и профессиональные качества учителя

Педагогическая направленность и профессиональные качества учителя Проблема изучения личности учителя имеет давнюю историю как в отечественной, так и зарубежной психологической, социальной, педагогической и медицинской науках. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии педагогическую деятельность чаще осуществляли жрецы, а в Древней Греции — самые умные, самые талантливые вольнонаемные граждане. В Древнем Риме эту работу поручали государственным чиновникам, которые хорошо овладели науки, много путешествовали, знали языки, культуру и обычаи разных народов.
о динозаврах

В средневековье педагогической деятельностью занимались преимущественно священники, однако в городских школах и университетах — все чаще люди со специальным образованием. В Древнерусском государстве педагогов называли „ мастерами ". В Украине педагогическая мысль традиционно развивалась на уровне мировой педагогики. Еще в Киевской Руси сформировалась воспитательная система, в которой главное место занимали методы воспитательной работы на основе любви к Родине, гуманного отношения к человеку, дисциплины, мужества и тому подобное. Педагогами и воспитателями были честные, благородные, бескорыстные люди, способные применять свои знания в жизни и передать их другим. Большой вклад в разработку требований к личности учителя сделал выдающийся украинский педагог Макаренко. Он уделял особое внимание созданию коллектива педагогов, ставил конкретные требования к учителю. Выдающийся украинский педагог В. Сухомлинский в своей деятельности, вместе с другими направлениями исследовал проблемы педагогического мастерства. Он вошел в историю украинского педагогического наследия своими произведениями, которые содержали самые передовые педагогические идеи. Многие положения его творчества и сейчас актуальны. Современные педагогические исследования обогащают педагогическую мысль новыми идеями. Личность учителя (ее ценностные ориентации, мотивы, идеалы и т. д.) характеризуется педагогической направленностью и определяются сущность педагогической деятельности и общения: почему работает учитель, которую он ставит задачи и цели, которые выбирает средства достижения и решения задач. Поэтому свойства личности выступают главными факторами деятельности учителя. В своих исследованиях А. К.Маркова отмечает, что структура личности учителя состоит из мотивации личности (направленность личности и ее виды), свойств личности (педагогические способности), интегральных характеристик личности (педагогическое самопознание, творческий потенциал, самообразование, самовоспитание) и др. Мотивация личности педагога обусловлена ее направленностью и состоит из ценностных ориентаций, мотивов, целей, идеалов. Направленность личности прежде всего определяет систему базовых отношений человека к образованию и самого себя, единство его поведения и деятельности. Педагогическая направленность будущего учителя — это мотивация к профессии, главное в которой — ориентация на развитие личности ученика, не ограничивается любовью к детям. Прежде всего это стремление стать высококвалифицированным учителем, которое помогает преодолеть трудности на этом пути. Его направленность проявляется в профессиональной жизнедеятельности, в отдельных педагогических ситуациях, восприятием и логикой поведения, общими проявлениями личности и тому подобное. Способности учителя, рассматривают преимущественно как индивидуальные устойчивые качества, способствующие успешному выполнению его деятельности. Исследования многих ученых указывают на различный состав профессионально-творческих способностей педагога. Так, например, А. И.Щербаков указывает на индивидуально-психологические особенности личности педагога, от развития которых зависит уровень его профессионально-творческих достижений: — любовь к детям и потребность работать с ними; — цельность характера; — самостоятельность; — адекватность восприятия учителем ребенка; — педагогическое прогнозирование и практические навыки и умения и тому подобное. Есть и другие подходы к анализу педагогических способностей. Например, Л. В.Кузьмина выделяет следующие группы качеств: коммуникативные, организаторские, гностические. Конечно, каждая из педагогических способностей может проявляться в различных ситуациях, в том числе и творческих, где деятельность педагога превращается в творчество ученика. Поэтому одна из важных качеств педагога как личности — это очень высокий уровень эмпатии, или по меткому выражению В. Л.Леви, искусство быть другим. И чем выше способность педагога к сочувствию и к сотворчеству, тем выше его творческие результаты. В. Л.Леви, характеризуя разнообразие творческих проявлений педагога, показывает, что учитель в зависимости от ситуации, может быть наблюдателем, контролером, наставником, врачом, исследователем, товарищем и тому подобное. Исследователи этой проблемы выделяют главные, на их взгляд, группы способностей: общие и специальные. К общим они относят прежде всего интеллектуальные; к специальным — необходимые для успешного осуществления специальных видов деятельности. Показателем уровня общих способностей является успешность обучения в средней школе. Уровень специальных педагогических способностей определить сложнее, потому что они обращении как к учнив. ю так и к самому учителю и имеют гностический элемент — владение психологией ученика, умение планировать свою деятельность, постоянное самообразование и самовоспитание. Анализ психолого-педагогических исследований,,, позволил определить перечень качеств, необходимых учителю. Они были объединены в три группы: — эмоционально-волевая сфера личности; — профессионализм; — когнитивная и коммуникативная сферы. Для выявления отношения учителей и администрации общеобразовательных школ к наличию в личности педагога определенных качеств, наличия случайной, ситуативного или необходимой наличия педагогических качеств, проведено исследование. Педагогам было предложено анкеты. В анкетировании приняли участие более 400 педагогов общеобразовательных школ. Бердянска и районов Запорожской области. Кроме того, было проведено собеседование с администрацией школ, коллегами; анкетирования и творческие работы среди учеников и тому подобное. Приведем некоторые обобщенные данные, подтверждающие отношение респондентов к предложенному в анкетах перечня качеств.

Таблица 1
Педагогические качества Случайная присутствие качества (%) Ситуативная присутствие качества (%) Обязательное присутствие качества (%)
  1. Эмоционально-волевая сфера.
1. Стремление к сотрудничеству 3,7 25,93 70,37
2. Способность чувствовать ситуацию, вести в соответствии с ситуацией 1,85 41,67 56,48
3. Способность к сопереживанию 2,78 34,26 62,96
4. Искренность 2,78 24,07 73 , 15
5. Адекватный подход к ситуации 3,7 28,7 67,59
6. Сдержанность 2,78 34,26 62 96
7. Эмоциональность 7,41 50,93 41 , 67
8. Самостоятельность 0,93 35,19 63 , 89
9. Способность впорюватися с трудностями 0 31,48 68,52
10. Уверенность в себе 3,7 24,07 72,22
11. Реалистичность 2,78 37,96 59 26
12. Настойчивость 0 37,04 62,96
13. Благоразумие 4,63 19,44 75 93
14. Точность 4,63 26,85 68 , 52
15. Развитая интуиция 6,48 41,67 51,85
16. Чувствительность 3,7 37,96 58 , 33
17. Справедливость 0 17,59 82,41
18. Самоуверенность 15,74 48,15 36 , 11
19. Организованность 2,78 19,44 77 78
20. Волевой контроль 6,48 37,96 55,56
  1. Профессионализм
1. Определенный уровень образования 2,78 21,3 75,93
2. Умение планировать работу 0,93 21,3 77,78
3. Проективные, конструктивные, Клеровальное способности, связанные с умением воздействовать на другого человека 6,48 47,22 46,3
4. Высокие познавательные интересы 1,85 27,78 70,37
5. Любовь к детям, потребность работать с ними 0,03 10,19 89,81
6. Способность „ передать "учебный материал 3,7 14,81 81,48
7. Артистизм 11,11 41,67 47 , 22
8. Тактичность 0,93 15,74 83 , 33
9. Изобретательность 4,63 44,44 50 93
10. Высокий уровень памяти и внимания 5,56 28,70 65,74
12. Способность строить обучение, учитывая индивидуальность учеников 0,93 27,78 71,3
13. Самообразование 2,78 24,07 73 , 15
14. Способность вызывать к себе уважение со стороны учеников 2,78 29,63 67,59
15. Педагогическая эрудиция 1,85 25,93 72,22
16. Запас современных знаний 0,93 29,63 69,44
17. Понимание сущности педагогической ситуации 4,63 30,56 64,81
18. Педагогическая импровизация 10,19 39,81 50,00
19. Интуитивное мышление 1,85 50,93 47,22
20. Педагогическая наблюдательность 0,93 25,93 73,15
  1. Когнитивная и коммуникативная сферы качеств личности
1. Ясное, гибкое мышление 4,63 27,78 67,59
2. Высокий уровень интеллектуальных интересов 1,85 22,22 75,93
3. Логичность мышления 2,78 27,78 69,44
4. Устойчивость профессиональных интересов 2,78 23,15 74,07
5. Богатая творческая фантазия 0,93 36,11 62,96
6. Склонность к анализу событий и явлений 0,93 40,74 58,33
7. Интеллектуальная независимость 2,78 46,3 50,93
8. Склонность к самоанализу 2,78 26,85 70,37
9. Умение „ слушать "пение разговорника 2,78 15,74 81,48
10. Общительность 4,63 24,07 71 3
11. Умение контактировать с учениками 0,93 14,81 84,26
12. Умение, интерес для слушателей, выражать свои мысли 2,78 20,37 76,85
13. Инициативность 0,93 47,22 51 85
14. Требовательность к себе и окружающим 5,56 22,22 72,22

Обсуждение закрыто.