Урок природоведения — времени года

Урок природоведения: времени года Лучшее время года Цель. Учить замечать признаки каждого времени года. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы из прочитанного. Увиденного, услышанного. Развивать творческие способности, обогащать словарный запас. Пробуждать у детей эстетические чувства, развивать их познавательные интересы. Воспитывать любовь к природе, желание словам изображать красоту окружающего мира. Оборудование: Репродукции картины по теме, пластинка П. И. Чайковского «Времена года», карточки, пословицы, краски, листы бумаги. Ход урока И. Организационный момент. ИИ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. 1.Беседа.

  • Угадайте загадку:
Хорошее, хорошо, по всем Человек смотрит, А людям на себя Смотреть не позволяет (Солнце).
  • А что вы знаете о солнышко?
Солнце низко или высоко, посыл Земли поклон С ним проходят времена года И приносят множество изменений . 2. Дидактическая игра.
  • Какие времена года вы знаете
  • Расставьте в определенном чередовании названия времен года.
(Две команды выставляют цепочку из названий времен года: зима-весна-лето-осень).
  • Давайте припадаем названия месяцев каждого времени года. (Четыре ребенка подписывают под названием каждого времени года соответствующие названия месяцев).
январь сечет, февраль свирепствует Апрель плачет, апрель цветет Май под ноги стелет траву, Июнь составляет сено в копны, Июль медовый пчелок очаровывает, Август замечательный булки дарит. Вечерень трясет груши в саду. Октябрь готовит желтую рубашку, Идет ноябрь — застелите ковры, декабря поступает — начало зимы. ИИИ. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.
  • Какое время года вам больше нравится? Почему?
  • Вот видите каждый месяц, каждое время года приносит свои радости и красоту. Трудно сказать, какая пора года лучшая ... Сегодня на уроке мы вспомним признаки каждого времени года и попробуем все наши наблюдения за изменениями в природе отобразить на рисунке «Времена года».
ИV. Творческая работа. Зимние изменения в природе (Раздается музыка П. И.Чайковского «Зимнее утро»).
  1. Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе.
  • Какое время года напомнила эта мелодия?
  • Да. Это была зима.
  • Какие изменения в живой природе происходят в это время? Как неживая природа чувствует зимой?
  1. Игра «Учись составлять стихотворение».
  • Попробуем рассказать о зиме стихами. Я буду начинать строчку стихотворения, а вы попробуете подобрать нужные зимние слова в рифму.
А какая зима бывает скажет тот, кто хорошо (знает). ли она бывает нежная? Нет! Холодная и ... (белая). Да. Холодная, ветер веет, И от снега все ... (белеет), В небе туча виснет Иногда мороз аж ... (давит ). Чудеса на стекле рисует На реках мосты ... (строит) Не просто, а ледяные Очень хорошие , как ... (стеклянные). Под ногами снег скрипит Зверь от холода ... (дрожит) Есть вьюга, естественно Есть метелица ... (холодная). Хуга есть, и есть метель, Солнце светит, а не ... (греет). И его чаще НЕТ — Облако солнце ... (закрывает).
  1. Рисование зимнего пейзажа
 — Давайте нарисуем первую часть нашей картины «Зима». (На доске учитель одновременно с детьми рисует зимнее дерево, белого зайца, снежинки). Весенние изменения в природе. (Раздается музыка П. И. Чайковского)
  1. Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе.
Радуются берега Растаяли снега! На склонах речных Ручьи звенят, как смех, Парад свой открывает. Лавина ледовая Зари наперекор В танец пустился водоворот. Где хлопнул окунек — Ура! Зиме конец!
  • Какой времени года посвящены эти строки?
  • Как весну встречает природа?
  1. Конкурс «Кто знает — тот отгадает».
(Конкурс загадок о весне: дети готовят свои вопросы заранее).
  1. Рисование весеннего пейзажа.
 — С приходом весны начинает просыпаться природа и возвращаются птицы, некоторые животные после зимнего сна, на деревьях появляются почки, а за ними и первые листочки. (На доске учитель к своему рисунка вносит соответствующие изменения, дети рисуют вторую часть картины). Летние изменения в природе. (Раздается музыка П. И. Чайковского «Песня жаворонка»).
  1. Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе.
Расцветают в лугах цветы, Зеленеют в лесу ветви Все зеленое, молодое, По весной лето идет .
  • Вспомните свое самое яркое впечатление от лета.
  • Что в это время происходит в природе?
(Поговорки и пословицы о лете: дать карточки, на которых записаны начало или конец фразы, задания для учащихся — найти «свою пару») Летний день год ... (кормит). Люди рады лету, пчелы ... (совете цвета). Не проси у Бога лета долгого ... (а проси лета теплого). В июне на поле густо, а ... (в кладовой пусто). Лоб июль и август не доварить ... (того сентябрь не досмалить). Лето дает корни ... (а осень — семена). Что летом родится ... (то зимой пригодится). 9. Рисование летнего пейзажа (На доске учитель к своему рисунка вносит соответствующие изменения, дети рисуют третью часть картину). Осенние изменения в природе (Раздается музыка П. И.Чайковского). 10. Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе. Когда она заглянет в сад. нальется соком виноград. И кислые яблоки «Ренет» Сладкие станут, как мед. Как промандруе по рощам, С красным кисточкой в руках, — Все разрисует на пути Деревья станут золотые!
  • Как вы думаете, что это за гостя такая?
  • Какие еще признаки осени вы наблюдали в природе?
11. Конкурс на лучшего декламатора. (Стихи об осени дети готовят или заранее, или детям предлагается вспомнить те из них, которые изучались на уроках и на часах внеклассного чтения). 12. Рисование осеннего пейзажа. (На доске учитель к своему рисунка вносит соответствующие изменения, дети рисуют последнюю часть картины. V. Закрепление знаний учащихся
  1. Повторение названий времен года.
  • Проверим вашу внимательность. В моих загадках спрятались разные времена года — угадайте их.
Пришла к нам бабушка В белом кожухе Поля украсили — Пушистым снегом покрыла. Угадайте, кто она, Бабушка нарядная? (Зима) Сошли снега, шумит вода, Земля уже цветы выброса Изобилует травка молодая Все мертвое оживает, Когда, дети, это бывает? (Весной) Солнце печет, липа цветет Вишня поспевает — когда это бывает? (Летом) В южный край земли Улетают журавли. Опять громкий школьный звонок Нас позвал на урок. (Осень).
  1. Выставка рисунков.
V И. Итог урока
  • В заключение нашего урока я предлагаю изучить стих, который поможет вам дома рассказать родителям о времени года.
Осень багровая. Лето — красочное Весна — это красавица в зеленом наряде Зима — сине-белая, морозно-серебристая Да каждая из них — нравится мне.

Обсуждение закрыто.