Технология формирования этнокультурной компетентности студентов педагогического университета

Воспитательный аспект направлен на воспитание у студентов чувства патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к людям разных национальностей, в их культурных достижений, на формирование у будущих педагогов культуры межэтнического общения. Этот аспект реализуется в целенаправленной воспитательной работе со студентами в условиях педагогического университета и в тесном взаимодействии с представителями национальных меньшинств (организация народных праздников, фестивалей культуры этнических групп, фольклорных кружков и т. п.). Целью практического аспекта является создание условий для самореализации будущих педагогов как профессионалов в полиэтнической среде через педагогическую практику в учебных заведениях, реальное участие в культурной жизни этнических групп. Исходя из специфики учебно-воспитательного процесса в педагогическом университете в условиях полиэтнического среды, его организацию делают нормативное и методическое обеспечение, средства, формы и методы этнокультурной работы, культурологические связи с национальными меньшинствами конкретного региона Украины, активная взаимодействие преподавателей, студентов с представителями этнических групп. Нормативное и методическое обеспечение предоставляет четкой организационной и функциональной направленности процесса формирования этнокультурной компетентности студентов.
http://chemodan.kz/strany/oae.html

Оно опирается на современные научные достижения и основные нормативные документы Украины. Положительная результативность процесса формирования этнокультурной компетентности студентов достигается за счет педагогического взаимодействия. Это явление мы понимаем как процесс формирования субъективного и когнитивного опыта субъектами процесса обучения, воспитания и совместной практической деятельности, направленной на формирование этнокультурной компетентности студентов. Субъектами взаимодействия являются преподаватели, студенты, представители национальных меньшинств, воспитатели дошкольных учреждений, учителя, дети, родители. Центром педагогического взаимодействия является деятельность преподавателей, студентов и представителей национальных меньшинств, и представлены в технологии. Одним из важных элементов технологии критерии оценки деятельности студентов и преподавателей в условиях их сотрудничества в полиэтнической среде. Преподаватель и студент взаимодействуют в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Исходя из этого, используется оценка как общего результата, так и результата совместной деятельности преподавателя и студента. Критерии оценки взаимной деятельности преподавателей и студентов выполняют как общую оценочную функцию, оказывает положительный рост, переход на новые этапы экспериментальной работы, так и коррекцию промежуточных отклонений частных и конечных результатов в соответствии с частных конечных целевых установок, задач. Таким образом, разработанная нами технология создает наглядную картину целенаправленного учебно-воспитательного процесса в педагогическом университете, целью которого является формирование этнокультурной компетентности студентов, призванных работать в полиэтнической среде. Для проверки эффективности созданной нами технологии на социально-педагогическом факультете Бердянского государственного педагогического университета было проведено полномасштабное эксперимент. Как отмечалось ранее, технология формирования этнокультурной компетентности студентов педагогического университета направлена на поэтапное становление компонентов этнокультурной компетентности. I этап — подготовительный. На этом этапе ставились и достигались следующие задачи:

  1. формирование национального самосознания студентов;
  2. усвоения студентами сведений о культуре определенных этнических групп;
  3. интерес студентов изучением этнокультурного наследия национальных меньшинств, компактно проживающих в нашем регионе;
  4. создание условий для осознания будущими педагогами значение культурных традиций этнических групп для формирования духовности, толерантности, патриотизма подрастающего поколения; для осознания студентами личностного значение изучения этнокультуры национальных меньшинств, для собственного духовного развития, формирования этнокультурные-направленных установок в условиях учебной деятельности.
Задача предусматривали методы работы со студентами. Ведущими методами обучения на I этапе были пояснивально-иллюстративный, репродуктивный и метод проблемного изложения. Они позволили повысить положительную мотивацию студентов, осуществить их активное включение в поисковую учебно-познавательную деятельность; организацию совместной деятельности, партнерских отношений преподавателей, студентов и представителей национальных меньшинств. Для реализации поставленных задач в педагогического процесса факультета были внедрены различные учебно-воспитательные мероприятия: воспитательные часы информационно-проблемного характера: „ Культурные традиции болгар, греков и немцев Северного Приазовья «, „ Национальное разнообразие Северного Приазовья», „ Реализация „ Закона о национальных меньшинствах в условиях полиэтнического среды «, „ ли место национальным конфликтам в мирном Приазовье», „ Образование национальных меньшинств украинского Северного Приазовья "и т. д., встречи с представителями этнических групп, посещение выступлений фольклорно-этнографических коллективов, фестивалей языков и фестивалей культур национальных меньшинств украинского Северного Приазовья. Эффективность реализации задач подготовительного этапа зависела непосредственно от педагогического взаимодействия преподавателя, студентов и представителей национальных меньшинств, создавала ситуацию взаимного, высокую эмоциональную активность студентов в процессе формирования этнокультурной компетентности. (см. схему 1). Схема 1. Педагогическое взаимодействие преподавателя, студентов и представителей национальных меньшинств на I этапе формирования этнокультурной компетентности Основанием для перехода на II этап формирования этнокультурной компетентности студентов стали качественные показатели: будущие педагоги заинтересовались материальной и духовной культурой национальных меньшинств, у них появилось желание и потребность ее изучать. У студентов наблюдалась четкая положительная мотивация и установка на применение этнокультурных традиций этнических групп в обучении и воспитании подрастающего поколения. На II этапе — основном — выполнялись следующие задачи:
  1. формирование у студентов системы этнокультурных знаний (энциклопедических и методических);
  2. формирование этнокультурных умений (конструктивных, организаторских, коммуникативных, гностических, диагностических);
  3. усвоения методики этнокультурной работы, заключается в умении применять на практике:
    • методы воспитания у детей уважения к этнокультурных традиций разных этносов Украины;
    • способы формирования у подрастающего поколения культуры межнационального общения;
    • методы предотвращения межэтнических конфликтов;
    • методы народного воспитания различных этносов;
    • методы внедрения в практику работы учебных заведений этнокультурных традиций национальных меньшинств;
  4. формирование у студентов оценки собственной теоретической подготовки, практической и научно-поисковой этнокультурной деятельности;
  5. педагогическая поддержка самостоятельного овладения информацией в области этнокультуры национальных меньшинств.

Обсуждение закрыто.