Химическая образование в школе — экскурс в историю

Химическая образование в школе: экскурс в историю. Как известно, до 1917 г... Средний образование в основном оказывали гимназии и реальные училища, причем структура этих учреждений и содержание обучения в них неоднократно менялись в ходе реформ. Так, во время судебной реформы 1864 гг. Были созданы два вида гимназий — классические и реальные. В классических гимназиях определенные сведения по химии рассматривались в курсе естественной истории, выкладывался в течение первых трех лет обучения. В реальных гимназиях химические знания также изучались в курсе естественной истории. Однако те ограничения, которые были введены для выпускников реальных гимназий по поступлению в университеты (им позволяли вступать только на физико-математические факультеты), вызвали многочисленные просьбы к тогдашнего Министерства народного образования о реорганизации реальных гимназий в классические. Такие обращения в определенной степени повлияли на проведение в 1871 очередной реформы, по которой вместо реальных гимназий создавались реальные училища с шестилетним сроком обучения. Предполагалось, что выпускники реальных училищ будут достаточно квалифицированными работниками в промышленном производстве, которое в то время развивалось быстрыми темпами и, конечно, требовало подготовленных кадров. Поэтому реальные училища были профильными: технико-механические, технико-химические, коммерческие, причем профиль избирался, в первую очередь, в зависимости от местных потребностей. Выпускники шестилетнего реального училища не имели права поступать в университет, и со временем в отдельных реальных училищах было введено 7-й класс для тех, кто хотел продолжить обучение в технических или сельскохозяйственных высших учебных заведениях.
Хотите убедиться в своем здоровье и отсутсвии начальных стадий онкологии? Переходите на https://holosua.com/. Пройдите обследование для определения ранних стадий рака.

Согласно учебному плану реальных училищ 1872 химия не изучалась как отдельный предмет, а была составной курса естественной истории. Однако распределение учебной нагрузки был таким, что на естественные дисциплины вместе с математикой отводилось всего 35 процентов времени, а это не позволяло в полной мере реализовать профильность обучения. К тому же в эти времена начали ускоренными темпами развиваться ремесленные и технические училища, было обусловлено, прежде всего, потребностями производства. В 1888 — 1889 было осуществлено очередное реформирование гимназий и реальных училищ. Фактически были ликвидированы профили реальных училищ, вместо вводились два их типа: общеобразовательное (6 — 7 лет обучения) и коммерческое (7 — 8 лет обучения). В то же время была упорядочена система технического обучения, которая включала ремесленные училища, начальные и средние технические училища. Средние технические училища предлагали четырехлетний срок обучения и готовили техников-помощников инженеров, причем в эти учреждения принимали окончивших по крайней мере пять классов реального училища. Именно в учебных планах средних технических училищ в 1889 появляется самостоятельный курс химии, а также специализированный курс «Химическое производство». Отдельно выделялись часа на практические занятия в химической и технико-химической лабораториях. Что же касается реальных училищ, то только в 1906 г... По учебном плане было выделено 2 недельные часа в 5-м классе на изучение химии. Интересные данные по содержанию курса химии и методов обучения приводятся в Циркуляре по Киевскому учебном округа (№ 4 за апрель 1908 гг.), В докладе о результатах работы комиссии, созданной с целью изучения вопросов, связанных с преподаванием курса химии в реальных училищах. В докладе комиссии основное внимание уделялось вопросу обеспечения наглядностью при изучении химии путем демонстраций и проведения опытов непосредственно учениками. Именно здесь встречаем те идеи иллюстрации, которые впоследствии стали основой систематического изучения химии в средних общеобразовательных школах: "Преподавание химии обязательно должно сопровождаться демонстрацией опытов, при этом, в случае проведения сложных опытов, комиссия считает целесообразным переходить к таковым лишь после усвоения учащимися соответствующего теоретического материала, во всех других случаях опыты должны сопровождать теоретические объяснения ". Именно практические занятия и проведение опытов считались теми средствами, которые позволяли за достаточно короткий срок изучения химии усвоить программу, вызывая при этом у учащихся особый интерес к предмету. Для проведения практических занятий в училищах создавались химические лаборатории, которые имели отдельные помещения, где хранились приборы и реактивы. В том же Циркуляре приведены перечни химических приборов, посуды, реактивов, необходимых для практических занятий по химии. Следует отметить, что на приобретение оборудования и реактивов выделялись значительные (по тем временам) средства. А сами практические занятия проводились с группами, в которых было не более 15 учеников. В выводах упомянутой комиссии отмечалось, что для успешного усвоения программы по химии необходимо увеличить количество часов для проведения практических занятий. Для этого предлагалось ввести еще 1:00 для изучения химии в первом полугодии 6-го класса училища, а также уменьшить время на проведение щоурочного опрос учащихся, заменив его периодическими письменными контрольными работами. В рекомендациях по организации и проведению практических работ для учителей указывалось, что каждый ученик должен выполнить все обязательные работы самостоятельно, а не в сотрудничестве с другими учениками. Это требование было направлено на повышение эффективности изучения основных понятий курса химии и овладение приемами работы с химическими веществами и соответствующим оборудованием. Таким образом, практическая составляющая курса химии строилась на известных дидактических принципах, таких как наглядность, доступность учебного материала, сознательная и активное участие учащихся в процессе обучения. Анализируя содержание химических знаний в среднем образовании того времени, следует учитывать, что учебники и пособия по практическим работам достаточно часто создавались преподавателями конкретного учебного заведения преимущественно для нужд именно этого заведения. Хотя они должны были отвечать программе, утвержденной Министерством народного образования, однако их авторы самостоятельно определяли объем учебного материала по тому или иному вопросу программы, тем самым устанавливая и определенный уровень требований к знаниям, умениям и навыков учащихся. Например, один из весьма популярных в начале ХХ в. учебников был написан преподавателями Тенишевского реального училища С. Сазонов и В. Верховським. В этом руководстве, насчитывал 36 разделов, теоретический материал был подан небольшими информационными блоками, в которых конкретные химические понятия сопровождались описанием достаточно простых и распространенных реакций и соответствующих опытов. Так, понятие химических соединений описывалось на примере смеси серы и железа, закон сохранения веществ рассматривался в опытах с горением и т. д. Интересно также то, что понятие чистых веществ вводилось после опытов по очистке и дистилляции воды, то есть в данном руководстве четко просматривается сугубо практическая направленность изложения теоретического материала по химии. Оценивая содержание теоретической части курса, нужно отметить, что объем материала был весьма незначительным и его изложение не сопровождался изучением таких известных химических знаний, как закон Авогадро, периодический закон и периодическая система химических элементов, строение атома и др.

Обсуждение закрыто.