Традиционные детские народные игры малых форм

Реферат по педагогике Традиционные ДЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ МАЛЫХ ФОРМ Традиционные народные игры практически выверенным средством передачи следующим поколениям достижений культуры украинского народа, созданной за всю его многовековую историю. Это часто произведения небольшого размера, удобные для оперативного использования ребенком в соответствующих их функциональному назначению обстоятельствах. Эти игры можно назвать играми малых форм. К ним относятся скороговорки, заклички, прибаутки, небылицы, мирилки, дразнилки, звукоподражания, загадки, считалки, жеребьевки, потешки и др. Они больше соответствуют психологическим возможностям ребенка. Динамические по содержанию небольшие произведения дети быстро запоминают и поэтому активно применяют в часы досуга. Традиционные игры малых форм широко распространены в детской среде и сегодня. Большинство этих произведений издревле бытовала в украинской семье. Они использовались во время семейного воспитания детей с определенной развивающей целью. Через специфическую особенность украинской семьи — ее многодетность — преимущественно ухаживать маленького ребенка принадлежало ее старшим сестрам и братикам. Как и родители, они применяли фольклорные игры малых форм, развлекая малых, радуясь вместе с ними. Как уже отмечалось выше, в фольклорных произведений малых форм принадлежат потешки или потешки. Многократное использование забавлянок взрослыми, раннее вовлечение в многодетной украинской семье в пестования старшими братьями и сестрами молодых в семье способствовали тому, что дети очень рано овладевали этим фольклорным материалом и в дальнейшем, в соответствии с полифункциональных возможностей фольклора, свободно использовали его во время своих игр с малыми или со сверстниками. Например, кормя малыша, родители приговаривали:

Гу-ту-ту! Гу-ту-ту! Вари кашицу крутую, Пiдсипай молочка, Покорми казачка!
или

строе, ладусi, а где были — в бабушки, а что ели — кашку. А что пили — бражку. А что на закуску? Хлеб и капустку.
Заканчивалось кормления приговорами-развлечением

Гай, рощу на бабушкину хатуКалачi есть!
Отдельную группу игр-соревнований составляют скороговорки. Это, как правило, рифмованные строки, в которых повторяются определенные звуки, слоги, приводит к определенным трудностям в произнесении. Основное правило — произносить слова быстро. Отсюда и название — скороговорки. О том, что в народе было распространено упражнять детей в звуковимови непринужденно, играючи, свидетельствуют записи матери Леси Украинский — Елены Пчелки. Вот одна из «скороговорок — спотиканок», которая является в записи Елены Пчелки — А кто быстрее скажет трижды подряд

Сестрицы или ткачи ткут, не ткут? Чуть-чуть ткут, едва челнок влекут, Потому есть и чуть-чуть не слышно! Пусть еще чуть-чуть вытекать, Уже чуть, что лепешки пекут!
 — А что, скажете быстро? Спотыкаетесь? На то же оно и «спотиканкою» называется! А мне одна волынская девочка так быстро ее говорила, как чечиточка чирикала ". Развлечения, дети испытывают скороговорками свои орфоэпические возможности, преодолевают незначительные нарушения речи, совершенствуя его. Такую же роль должны игры-звукоподражания голосов живых существ: жаворонка, соловья, желтобрюха, карканье вороны, вой волка и др. Распространенным было подражание кваканье лягушек. Содержание игр-звукоподражаний побудил детей подчеркнуто четко произносить звуки родного языка, как это имело место в игре «Ты чья ...»

Ты чья, ты чья, ты чья? Микитова, Мики-ки-китовая. Что варила? Что варила? Борщ, свекольник, свеклу-ки-ки. Кому, кому, кому? Никите, Мики-ки-ки-ките. Который Никита? Какой Мики-ки-ки-кита? Чумак, чумак, чумак.
Коммуникативная форма звукоподражательными игры придавала ей большого привлекательности для ребенка. Эти игры ценны тем, что для них важно воспроизведения ребенком определенных звуков и интонаций, а это положительно влияет на совершенствование детской речи. Среди народных игр малых форм своему функциональному назначению отличаются считалки

Раз, два, три, четыре , Козе звонка вчепила. Коза бегает, кричит, просит звонок отцепите.
Характерными признаками считалок является их римованисть, речитативность, краткость, динамичность, частое использование числительных, функциональная направленность на распределение ролей, определение ведущего или ведущей роли в игре, последовательности участия в игровых действиях ее участников. В условиях семейного воспитания дети с детства приучались сами вести игру. Часто в этом помогали считалки. Справедливо решая спорные вопросы, дети приобретали опыт поведения в детском обществе, навыков самоуправления. Такое же, как и считалки, назначение имеют игры-жеребьевка — установление права первого хода, определение ведущего в игре и тому подобное. По народной традиции жеребьевки осуществляется путем отгадывание, в какой руке спрятано какую мелкую вещь или кто первый из игроков двух команд при поочередного переборки рук достанется конца палочки и тому подобное. Определенные «проблемы» жизни детского коллектива обусловили появление произведений, выполнение которых было своеобразным ритуалом, игровым способом налаживания испорченных детских отношений. Это — мирилки, которые способствовали установлению мира после ссоры. Пример такой находим в записях Леси Украинский ...Через забор вишня наклонилась, две подруженьки поссорились. Тебе яблочко, мне Грушечка, НЕ сваримося, моя душечка. Тебе яблочко, мне зернышко, помиримося, милый. Среди других жанров фольклористы выделяют небылицы, которые выполняются детьми для меньших или в разновозрастном детском коллективе используются как самостоятельная игра-развлечение

Что там в лесу за комедия была, что курочка поросят привела, Поросята и волов привели, а те воли и яички нанесли. А безрукий те яички собрал, да и голом за пазуху положил. Немой с глухим разговаривает, а слепой только поглядывает. Безъязыкий «караул» закричал, а безногий в поход побижав.
Возникновение небылиц связывается с древним обрядовым действом. Оно, наряду с другими компонентами, включало в себя и смех. Смех в обрядах имел жизнеутверждающую функцию, функцию магического превращения акта смерти в акт возрождения. Например, аграрно-магические обряды весенне-летнего цикла, связанные с представлениями древних украинском об умирающих силы природы и возрождением их, органично сочетали в себе акт проводов в форме потопления и захоронения, и это сопровождалось не только плачем, но и смехом. Сумм переходил в праздничное веселье. Впоследствии, теряя магическую функцию, как утверждается в исследовании В. Я. Проппа «Ритуальный смех в фольклоре», ритуальный смех нашел отражение в народном творчестве. Магическая функция смеха замищувалася эстетической, превращаясь в веселую языковую игру. Небылицы стали частью «смеховой культуры», носителями и распространителями которой были скоморохи. Небылицы как юмористические произведения малых форм фольклора не только развлекают, но и способствуют развитию логического мышления детей. Исследуя детские речитативы, Г. В. Довженок и К. М. Луганская отмечали, что при всей фантастичности деталей изображаемая в большинстве произведений детского репертуара общая картина воспринимается как вполне логично, а «очеловеченные» действия и поступки персонажей из мира животных — как вероятная условность. Нарушение же пропорций и соотношений предметов, действий, качеств, которое проходит насквозь, меняет его характер, создает своеобразный «мир наоборот», мир небылиц. Нереальность, нелогичность этого мира будто специально подчеркивается, что становится стимулом активизации детской мысли.

Обсуждение закрыто.