Педагогические условия использования краеведческого материала на уроках в начальных классах

Нами использовались следующие методы исследования: — дидактическая игра; — наблюдение; — анкетирование; — интервью; — метод обработки статистических данных; — количественный и качественный анализ экспериментального исследования. Для облегчения восприятия и запоминания краеведческого материала нами были разработаны и применены на уроках естествознания в экспериментальном классе краеведческий словарь — справочник в раздел "наблюдения и по природе и трудом людей нашей местности "(см. приложение Д). Это дало нам возможность активизировать память и внимание учеников на занятиях, развивать познавательную активность, словесно — логическое мышление, поддерживать интерес к учебному материалу, природы родного края и контролировать усвоение последнего детьми. Краеведческие словари-довидничкы помогают младшим школьникам определить свою точку зрения; мотивацию обучения, выработать убеждения, закрепить знания. Кроме того, в экспериментальном классе мы использовали больший объем краеведческого материала, игры, ребусы, кроссворды, чем в контрольном. Проиллюстрируем это на конкретных примерах темы «Деревья, кусты травянистые растения», «Птицы», «Что такое полезные ископаемые?», «Горные породы нуждаются в охране» вышеупомянутого раздела. Тема: «Деревья, кусты, травянистые растения» В целях реализации поставленных в эксперименте задач ученикам предлагались следующие виды работы: Вспомните, какие деревья и кусты растут на пути от вашего дома до школы, у нашей школы в городе? 2. Что похожего и отличного между ними? 3. Какие из предложенных в гербария растений нашей территории есть культурные, а какие дикорастущие? Ответ проиллюстрируйте примерами. 4. Вспомните, какие хвойные и лиственные деревья растут в нашем лесу? 5. С помощью загадок определите однолетние и многолетние растения нашей местности (см. Приложение. Ж) . 6. Прослушайте беседу о лекарственных растениях, встречающихся в наших краях и отыщите их в своих гербариях. Многие растения, встречающиеся на нашей территории обладают лечебными свойствами и их используют в медицине. В частности такие: 1. Крапива — содержит в листьях и стебле много витаминов, минеральных соединений, хорошо влияют на желудок, мочевой пузырь, печень. 2. Череда — настой в небольших количествах применяется для очистки и восстановления кожи человека, выполняя при этом защитную функцию, в отношении бактерий. 3. Зверобой — его цвет, используется для лечения желудка, расстройств нервной системы человека, органов дыхания. 4. Земляника — ягоды восстанавливают недостаток витаминов; плоды, листья и корни используются при болезни желудка, почек, повышенной температуре. 5. Тимьян обыкновенный — используется при расстройстве желудка, сердечно-сосудистой системе, ангине и бронхите. 6. Ежевика — ее сок хорошо утоляет жажду, снижает температуру, улучшает кровообращение в организме. 7. Малина — используют как ягоды так и ветви при простудных заболеваниях: кашель, грипп, ангина, бронхит. 8. Терен — ягоды употребляют при заболевании почек, при повышенной температуре. 9. Шиповник — используют при прекращении кровотечения, лечения язвы желудка, болезни печени, почек. Опираясь на краеведческий материалами имели возможность наблюдать за тем, как меняется уровень знаний детей, их познавательных интересов и мотивация учения. Сообщение краеведческого характера помогают усвоению изучаемого на уроке программного материала, связывают с жизненным опытом ребенка, формируют желание заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью, направленной на изучение природы родного края. Одновременно предложенные формы работы обеспечивают развитие наблюдательности школьников, их моральных, эстетических чувств, произвольного внимания и его устойчивости, умения конкретизировать и классифицировать объекты и явления окружающего мира, анализировать зависимость между ними, выделять существенное и второстепенное. Тема: «Птицы» Используем сведения о птицах родной местности. 1. Прослушайте Грамзапись пения птиц и определите, какие из них слышно весной и летом в нашем лесу. 2. Из изображенных на рисунках птиц определите те, которые встречаются на нашей территории и запишите их названия в краеведческий справочник (развертку краеведческого справочника предлагаем в приложении Д). Игра «Узнай по описанию». 3. По описанию угадайте названия птиц, живущих в нашем лесу, поле, лугу (см. Приложение С) и укажите, какие из них перелетные, а какие оседлые? 4. Кого из птиц мы называем вестником зимы? 5. Чем питаются зимующие птицы? Как мы должны помогать им. 6. Разгадай ребусы и узнай, что за птицы живут в твоем регионе. Использование данных задач "способствовало формированию таких качеств как сконцентровування и распределение внимания, владения своей речью, жестами и мимикой, развитием абстрактного мышления, аналитического восприятия, чувство времени, творчества, воображения и фантазии. По нашему мнению, рациональное сочетание различных активных форм обучения учащихся, способствовать формированию интереса, в краеведческий материала, готовности к самостоятельной поисковой деятельности отдельных сведений о природе своего региона, ее сохранение и защиту. Тема: "Что такое полезные ископаемые? Горные породы нуждаются в охране ". Знакомя школьников полезных ископаемых Украины, важное место занимает, соответственно, данная тема. Наряду с вопросами о полезных ископаемых Львовской области школьникам предложить образцы этих ископаемых, что облегчало объяснения нового материала и стимулировало познавательную активность младших школьников, поскольку словесному описанию предшествовал показ натурального объекта. Во время беседы учащиеся выполняли ряд задач. Среди которых: 1) коллекции полезных ископаемых нашей области отберите те, с которыми вы ознакомились на предыдущих уроках. 2) Зачитайте сообщение из местной прессы об охране нашими односельчанами полезных ископаемых. 3) Почему так важно охранять полезные ископаемые? 4) Какие природные ресурсы уже исчерпаны в нашей местности? Разгадай кроссворд а) рыхлая, сыпучая полезное ископаемое, которая состоит из отдельных крупинок-песчинок, а не соединенных между собой; цвет может быть разный: белый, желтый, красный, серый; б) твердое вещество серого, розового или красного цвета. Состоит из зерен разного цвета: блестящие — слюда, бело-кварц, серые или розовые — полевой шпат; в) это плотный, белый, серый или бурый камень с запахом глины. Состоит из глины и известняка. Используется при производстве цемента: г) твердый камень со стеклянным блеском, белого, серого цвета. Используют для производства облицовочной плитки; г) плотная полезное ископаемое, состоящее из мелких частиц смешанных между собой. Бывает белого, желтого, красного цвета. Мокрой имеет землистый запах. 12. Запишите полезные ископаемые вашей местности в краеведческий справочник.

td>

П И С В К
Г Р А Н и Т
М Е Р Г Е Л Ь
И
Д В Л В М и Т
Г Л И Н А

Обсуждение закрыто.