Методика проведения уроков по внеклассного чтения часть 2

1. Сообщение учеников о жизненном и творческом пути Т. Г.Шевченко. 1-й ученик: — 9 марта 1814 г. в селе Моринцы Звенигородского уезда на Киевщине (теперь Черкасская область) в семье крепостного родился мальчик, которого назвали Тарасом. Горькое выпало на его долю детство. Сын крепостного — собственность господина. 2-й ученик: — Когда Тарасу было 9 лет, умерла его мать, а в 11 лет от нищеты и тяжелой работы умер отец. Остался мальчик сиротой. Тарас очень хотел читать, писать, очень любил рисовать. 3-й ученик: — Как выпадала свободная минута, мальчик брал лист бумаги, огрызок карандаша и, спрятавшись в сорняках. Рисовал все, что видел вокруг, рисовал только черным карандашом, потому что других у него не было. Перед вами картина И. Ижакевича «Тарас-пастух». В основу сюжета картины автор положил стихотворение «Мне тринадцать было ...» Мы видим мальчика, сидящего под забором какой барской усадьбы. В левом углу картины в долине видны крестьянские домики, а на холме, за березами, — ветряк. Мальчик положил клочок бумаги на колени и рисует. Рядом лежит его соломенная шляпа, сумка с хлебом. Так начинается путь будущего художника. Он очень хотел учиться. В сельской школе научился читать. Затем служил в господина и тот отдал его учиться на художника, чтобы иметь своего художника. 4-й ученик: — На жизненном пути Тарас встретил добрых и умных людей, которые увидели в нем талантливого человека и выкупили из неволи, помогли с обучением в Академии искусств. Став свободным человеком в 24 года, Тарас написал много поэтических произведений, которые вошли в сборник «Кобзарь». 5-й ученик: — Господа и царь испугались его стихов и сослали поэта в дальнюю пустыню — отдали в солдаты с строгим запретом рисовать и писать! Но не покорился Тарас и тайком писал и рисовал. 6-й ученик: — Через 10 лет вернулся он из ссылки измученный, но не сломлен. Из-под его пера появились слова: "И на обновленной земле Врага не будет — супостата, ВА будет сын и мать, И будут люди на земле " 2. Минуты поэзии. а) Беседа. — Перед вами, дети, лежит «Кобзарь». Вы уже открывали страницы этой удивительной книги, восхищались поэтическим словом ее автора. Прочитайте его произведения, которые вы подготовили. Передайте чувства автора, искренность его души. б) Конкурс на лучшее чтение произведений Великого Кобзаря. Учитель: — Тарас Шевченко очень любил природу своей родной земле, ее степи, реки, ивы, рощи. Калину. Декламации стихов «Звезда моя вечерняя», «За солнцем хмаронька встает», «Встала весна» ... в) ознакомление со стихотворением "На Пасху на соломе» Учитель: — О тяжелой судьбе сироты рассказал поэту стихотворение «На Пасху на соломе». Прочитайте. Подготовьте ответы на вопросы: — Какими подарками хвастались дети? — А каким был праздник для сироты? — Как вы объясните слова: наличник, сапожки клячу? — Какие еще произведения вы читали о тяжелой сиротской судьбе? Физкультхвилинка. 3. Чтение учителем рассказа «Случай» а) беседа по прочитанным произведением. — Как жилось Тарасу — сироте — мачехой? — Что случилось однажды? — Как наказали Тараса? — Справедливо поступили с Тарасом? — Кто сочувствовал ему? — Кто по-матерински утешил мальчика? — О каком заветное желание упоминается в конце рассказа? ИV. Обобщение и систематизация учебной деятельности. — Так судьба детства испытывали сироту крепостного и готовила его к нелегкому будущего. 4. Изучение стихотворения. Шевченко наша слава, Наш пророк и наш певец И за свободу, за государство Богом данный нам борец. Николай Щербань 5. Шевченко и дети — «... я так люблю детей, не насмотрелся бы в настоящий отпечаток ангела». Меня дети любят, а кого любят дети, тот еще не совсем плохой человек ". Тарас Шевченко — Очень хотелось поэту иметь Украину маленький домик. Но не суждено ему не семейного уюта, ни детей, которых он очень любил. Это для них он написал и бесплатно отправил на Украину 1000 «Букварей». Было это незадолго до смерти. 6. Завещание. "И меня в семье великой, В семье вольной, новой, Не забудьте помнуты Добрым тихим словом " Т. Шевченко Учитель: — Умер Шевченко в Петербурге, позже он был перезахоронен в Каневе на Чернечей горе , которая теперь называется Тарасовой. Имя гениального украинского поэта и художника Т. Г. Шевченко знают во всем мире, оно вечно в памяти нашего народа. Его именем названы улицы городов и сел Украины, национальный университет носит его имя, высшая государственная премия имени Т. Г.Шевченко ежегодно присваивается за лучшие достижения в литературе и искусству. Создан музей в Киеве, и на его родине — в Кирилловке. Его именем народ увековечил в легендах, преданиях, пословицах, поговорках. 7. Творческая работа. Склады пословица. — Шевченко Тарас будто ... звезды. — Шевченко произведения сияют, как ... солнце для нас. — Шевченко «Кобзарь» — это для народа ... не забудем. — Мы Шевченко слватиы будет и никогда ... большой дар. IIV. Итог урока а) Записать пропущенные слова. Прочитать слово в выделенном столбце. 1

1 К
2 В
3 Б
4 С
5 А
6 Р
. ... Вишневый коло хаты 2. Поговорим тихонечко в ... с тобой. 3. Вниз ... гнет высокие, горами волны задирает. 4. ... моя вечерняя сойди над горой. 5. Положила ... возле дома маленьких детишек своих. 6. Ревет и стонет ... широкий б) Учитель: Мы учимся у Тараса Шевченко любить родную землю, родной народ, родной украинский язык, свою мать. Помни то его слова «чужому учитесь и своего не понимает».

Обсуждение закрыто.