Психолого-педагогическое обеспечение креативного учебно-воспитательного процесса часть 3

Личность лицеиста — многоплановое, многоуровневое образование. Наиболее общим понятием, которое характеризует личность, является ее внутренний мир. Внутренний мир личности — это внешний мир, индивидуально интерпретирован, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками, дифференцированный на функциональные области с различными уровнями значимости. Этот мир включает в себя как намеченные планы, так и нереализованные замыслы. Он движется между полюсами отторгнутого и притягательного, которые в соответствии приближают или удаляются друг от друга в данном психологическом пространстве те или иные события, определенные социальные группы, сферы социальной деятельности личности. Внутренний мир личности — это сложная система способов субъективной переработки ней ситуаций, в которые она попадает или каких ищет сама, тех событий, участником которых становится. Социальные влияния на личность многозначные и многомерные, а их качество определяется тем, как субъект распознает, оценивает и интерпретирует. Для нас первостепенное значение имеют особенности результирующей области внутреннего мира личности или ее жизненного опыта. Значение этой составляющей объясняется тремя основными обстоятельствами. Во-первых, переосмысление жизненного опыта составляет основной предмет рефлексивной активности, которая для нас является ведущей в процессе реализации личностного самоопределения и особенно его продуктивных форм. Во-вторых, одним из основных компонентов личностного самоопределения является осмысление тех или иных аспектов проблемно-конфликтной ситуации именно через призму своего личного опыта. И последнее обстоятельство заключается в том, что личностный подход к образованию строится в пределах образований и процессов самосознания, которая занимает центральное место в аутостворюючий сфере личности. Именно становления субъективности, принятие на себя ответственности за самореализацию рассматривается нами как одна из основных характеристик личностного самоопределения. Смысловой форме, в которой субъектность равна самой себе, есть самобытность личности. Самобытность — это совокупность черт характера, потребностей и константных эмоциональных свойств личности. Самобытность — это истинность личности, имеет глубокие корни, ей свойственна самовираженисть, то есть целостность, нераздельность выражения, субъективный смысл, в котором личность равна самой себе. Если субъектность — особая, связанная только с человеком, форма его бытия, то самобытность — наиболее характерная для данной личности содержательная наполненность этой чисто человеческой формы существования. Полнота качественной определенности лицеиста включает также целый ряд когнитивных свойств, которые являются результатом совместной сознательной стабилизации и благоустройство когнитивной стороны ее внутреннего мира. 1. Целенаправленное усвоение знаний и приведения их в систему, которая выражается в эрудированности и образованности личности. 2. Мировоззрение личности, в который входит целостная точка зрения на место человека в природе и в обществе. Он создается путем концептуальной и структурной систематизации убеждений и составляет смысловое ядро мировосприятия. Мировоззрение — это категориально понятийный уровень существования субъективной личности. Он выполняет познавательно-ориентирующую функцию в жизнедеятельности. 3. Выверенные и определены жизненные идеалы и цели личности. В этих свойствах выражается степень понимания личностью мира и своей роли в нем. Они внешние по отношению к самобытности и не связаны напрямую. Но эти свойства достаточно четко осознаются, хотя существуют вроде скрыто в непосредственной течения бытия личности. Понимание внутреннего мира личности ребенка имеет большое значение для практической организации и сознательного наполнения реабилитационного процесса гуманистически ориентированными мероприятиями. Среди показателей нормального хода формирования личности в подростковом периоде можно выделить: повышенное настроение при включении в референтную группу и удовольствие от совместной деятельности в ней; снижение чувствительности к критике в свой адрес за счет развития психологической защиты; легкость изменения желаний под влиянием референтной группы и соучастия за счет эмоциональной децентрации; степенность и бескомпромиссность желаний в оценке других за полярной шкале при неустойчивой самооценке; масштаб эмоционального сдвига не менее месяца. Одной из характерных особенностей подросткового возраста является достаточно высокий уровень сформированности механизмов личностной саморегуляции. Существенное повышение эффективности реабилитационных мероприятий на данном возрастном этапе можно получить с помощью психологизирования процесса обучения. Выбор нами эмоциональных показателей как критериев нормального хода формирования личности объясняется возможностью их фиксации на основе наблюдений и достаточно простых диагностических процедур. Последнее обстоятельство делает их доступными для всех участников процесса реабилитации и обучения, что, в свою очередь, повышает достоверность такой диагностики. Основные принципы построения психокоррекционной работы (как индивидуальной, так и групповой) актуализация резервов межличностного взаимодействия и внутриличностного активности; эффективность такой работы зависит от актуального состояния личности, которая заключается в психокоррекции, и потенциальной линии ее взаимодействия с социумом и с собой. В плане модальностей социальной и внутриличностного взаимодействия выделяются такие динамические тенденции личности: адаптация к социуму; самовосприятия; преобразование среды; самоизменения; социальная дезадаптация; самонеприйняття; стагнация межличностных отношений; внутриличностными стагнация. Такая типология взаимодействий и отношений личности как субъекта реабилитации положена нами в основу организации содержания и формы психокоррекции работы. Для психологической коррекции является важным учета таких характеристик формирования личности: субъектность как интернальность; субъектность как произвольность в своих собственных переживаниях; субъектность как независимость в социальных и межличностных отношениях; субъектность как способность к личностному самоопределению.

Обсуждение закрыто.