Методика преподавания украинского языка с использованием народных сказок (напуковий реферат) часть 2

Сюжет фантастических сказок более напряженный, чем в сказках о животных. Приключения героев имеют не раз для них трагические последствия. Все это, а особенно наличие злых сил, олицетворенных основном в фантастических образах чудовищ — змеев-Смертоносца, баб-яг, диктует необходимость строгого отбора сказок этого типа, в том числе для учащихся начальных классов. УЧЕНИКИ начальных классов знакомятся с такими фантастическими сказками, как «Телесик», «Котигорошко», «Ох», «Соломенный бычок», «Кривенька уточка», «Никита Кожемяка», "Летучий корабль ". / См. Приложение 2 /. Сказка «Телесик» древняя по происхождению, но за исключением отдельных реалий быта доступна даже младшим школьникам. Условность сказки не вызывает у детей удивление — и то, что оживает вырублена дедом деревяшка, что Телесик ловит рыбу и кормит деда и бабу, что его поймала змея. Телесик был умным и сообразительным мальчиком: ему удалось перехитрить Змиючка Аленку, а также он обманул и змею. Мальчика спасла гусенка, когда он сидел на яворе, а змеи вот-вот добраться до него, он просил, чтобы его отнесло к батюшке и матушке. Дома дедушка с бабушкой очень обрадовались, что их Телесик вернулся домой, а гусенка щедро наградили. Закончилась сказка обычной концовкой: «Вот вам сказка, а мент бубликов вязочка». У детей эта сказка воспитывает чувство уважения и любви к своим родителям, бережное отношение к животным, а также учит, что нужно быть добрым, таким, как маленькое гусенка, которое хоть и летели самое последнее, но не оставило Телесика в беде, то есть не нужно оставлять своих друзей в беде. Познавательный момент сказки заключается в том, что дети узнают, как: "Баба своей волей и энергией вызвала к жизни деревянного мальчика. Не случайно в сказках материал, из которого сделали Телесика: дерево. Это не мертвая, а живая природа, которая сохраняет себе большую силу ". Ученикам нравятся и социально-бытовые сказки. Народная сатира здесь направлена против бездельников, трусов, хвастунов, недотеп. Почитаются умные, честные, трудолюбивые, смелые, добрые люди. Среди этих сказок выделяем поучительные, сатирически-юмористические, семейно-бытовые. Первая группа сказок выводит немало аллегорических образов — Щастя, Судьбы, Бедности. Особенно живописными с хорошо развернутым сюжетом являются многочисленные сказки о Правде и обиду, которые доступны и малым школьникам. Из таких сказок зримо встает красота праведника честной жизни. Их воспитательное воздействие оказывается в ведущей мысли: «ложью весь мир обойдешь, а назад не вернешься». К этим произведениям относится «Сказка о Правде и обиду», что бытует во всех славянских народов. Несправедливость выкалывает глаза. Правде, но Правда, смазав их чудодейственной росой, снова становится зрячим. Правда остается жить, творить Добро, а Кривда наказывается, гине.1 «Царское и барское слова — неверное» — гласит народная мудрость. Подтверждает ее и опыт богатырей. Иван — мужичий сын перестает верить и царское и барской слову. Так же независимо ведет Козак Мамарига, который «служил в костер двадцать пять лет, и не заслужил ни вола, ни коня, ни доброго слова», тогда "служил царю двадцать пять лет, не заслужил ни вола, ни коня, ни доброго слова и от царя ". Противопоставление бедных богатым — это, собственно, столкновения правды и неправды, добра и зла, щедрости и скупости, благодарности и неблагодарности. В сказке «Названный отец» наказаны жадных богатых сыновей, которые в своем изобилии очерствилы от человеческого горя. Об этом же говорится в сказках «Дары из трех зерен», «Хлеб и золото». Жажда богатства, власти приводит к несчастью и господ-богачей, и алчные бабу, что хотела всех людей батраками поделать. Социальные отношения села в наибольшей степени отражены в сатирически-юмористических сказках. Среди них сравнительно немногие высмеивают действительно бестолковых людей, которые попадают из-за неумения жить своим умом в неприятные ситуации, становятся посмешищем. В подавляющем большинстве сказок образ дурачка противопоставляется представителям привилегированных классов, потому что он оказывается умнее, морально выше них, а дураком выглядит так, что мыслит НЕ шаблонно, как они, с соответствии с обстоятельствами, пренебрегает материальными благами, не заботится о собственной выгоде. Доминирует тема труда в сказках социально-бытовых. Вспомним сказку «Дедова дочь и бабья дочь». По доброе сердце, умелые руки деда дочь вознаграждается, потому что не отказывается никакой работы — и яблоньку очистить, т печь помазать, и собаку от репейника обобрать, и ужей накормить, с ленивая надменная бабья дочь получает по заслугам, наказывается. Эта сказка относится к семейно-бытовых сказок. У детей она воспитывает аккуратность, вежливость, трудолюбие; осуждает тщеславие, лень; дети осознают, что плохи дела наказываются, а хорошие — вознаграждаются. Мудрый отцовский завет заставил поработать трех ленивых братьев, и когда они в поисках клада раскопали ниву и как следует обработали ее, то она отблагодарила их настоящим золотом — хлебом / «зарыт клад» /. Хлеб и золото — это две противоположные ценности. В одноименной сказке господин не принял к себе хлеба, потому что имел и пирожки достаточно. Только золотую открыл дверь. А бедняк, который всю жизнь тяжко трудился, золото прогнал, а хлеб же отдал обрадованным детям. И золото, жадность к наживе погубили барский род, хлеб же Бедняков не уменьшалось никогда. В этой сказке осуждается жадность, зазнайство; возвышается доброта, искренность, человечность, уважение к людям труда. Дети осознают разницу между добром и злом. Как видим, утверждение человека как мудрого, духовно и физически прекрасной личности, борьба против сил, мешающих ее счастью, является ведущей идеей всех народных сказок. Выразителями, носителями этой основной и где и есть сказочные персонажи, которых можно условно разделить на злотворцив, добротворца и обездоленных. Злотворци — это, конечно, те, которые делают зло, обижают, берут в плен сестер, братьев, родителей героев, лишают их духовных и материальных благ, посягающие на пахнет жизни. Среди них мачеха, бабья дочь, богатый брат, господин, царь, Кривда. Образы злотворцив в бытовых сказках являются реалистичными. Отверженные — жертвы злотворцив. Их позиция бывает разной — от пассивных попустительство злу, безграничной терпимости, как в сказке «О дедушкиной дочери и бабушкиной дочери», к активного сопротивления, противодействия, как в «Чабанке». Особую группу составляют добротворца. Это богатыри и их помощники: невесты, пророки, домашние? дикие звери, птицы, рыбы, муравьи, то есть те образы, которые сформировались под влиянием фантазий и ранних форм человеческого сознания.

Обсуждение закрыто.